Американский журнал Time представил 100 самых влиятельных фотографий всех времен.
Журналисты, фотографы, редакторы и историки со всего мира около трех лет подбирали снимки для проекта и провели тысячи интервью с авторами фотографий, их друзьями, членами семей, а также людьми на них.
Каждая фотография сопровождается подробным рассказом о ее создании.
Горящий монах, Malcolm Browne, 1963
Малкольм Браун сфотографировал вьетнамского монаха Тхить Куанг Дыка, который сжег себя в знак протеста против безжалостного преследования буддистов правящим режимом. Фотография, захватила «сердца и умы» миллионов по всему миру.
Корона из молочной капли, Harold Edgerton, 1957
Зародыш, 18 недель, Lennart Nilsson, 1965
Снимок был сделан с помощью эндоскопа и опубликован в журнале Life. Эта фотография была первой в своем роде, показывающей начало жизни.
"Человек, остановивший танки"… Тяньаньмэнь, Jeff Widener, 1989
Культовая фотография неизвестного мятежника, который стоял перед колонной китайских танков.
Эмметт Тилл, David Jackson, 1955
Размер Земли, William Anders, NASA, 1968
Героический партизан, Alberto Korda, 1960
Фотография Эрнесто Че Гевары в черном берете признана символом XX века, самой знаменитой и самой воспроизводимой фотографией в мире. Она была сделана 5 марта 1960 года в Гаване во время мемориальной службы по жертвам взрыва корабля La Coubre
Унесенная ветром Джеки, Ron Galella, 1971
Сальвадор Дали, Philippe Halsman, 1948
Звездное селфи на "Оскаре", Bradley Cooper, 2014
Мухаммед Али и Сони Листон, Neil Leifer, 1965
Обеденный перерыв на небоскребе (Lunch Atop a Skyscraper), 1932
Фотография американского фотографа Чарльза Клайда Эббетса, сделанная им в 1932 г., во времена Великой Депрессии. По праву считается одной из лучших в мире фотографий и символом индустриализации XX века. На ней запечатлены 11 рабочих, сидящих в ряд на стальной балке на огромной высоте, без страховки, непринужденно обедающих и болтающих между собой – как будто это им ничего не стоит. Впрочем, 260 метров над улицами Нью Йорка во времена безработицы пугали людей меньше, чем голод. Шла стройка Рокфеллеровского Центра, это был 69 этаж.
Бой подушками, Harry Benson, 1964
Вид из окна на Ле Грас, Joseph Nicéphore Niépce, circa 1826
Жозеф Нисефор Ньепс впервые (в 1820 г. ) нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак. Этот процесс был назван им «гелиография» (в переводе с греческого – «нарисованная светом»).
В 1826 году с помощью световых лучей он получил копию гравюры, положив тем самым начало репродуционной технике. В том же 1826 году Ньепс направил из окна мастерской камеру-обскуру на крыши соседних строений и получил, хотя и смутный, но закрепленный световой рисунок.
Вряд ли полученную фотографию можно назвать удачной. Но ее достоинство определяется не четкостью изображения, а совсем другим критерием: порядковым номером. Она — первая. Первая в мире фотография. И в этом смысле не только удачна, но абсолютно бесценна. И как все первое – обречена на вечную жизнь.
Сам же Жосеф Ньепс, как и полагается всем великим изобретателям, умер в нищете.
Все еще не названный фильм #21, Cindy Sherman, 1978
День-Д, Robert Capa, 1944
Столпы творения, NASA, 1995
Довима со слонами, вечернее платье от Dior, Cirque d'Hiver, Париж, август 1955, Richard Avedon
Голод в Сомали, James Nachtwey, 1992
За закрытой дверью, Donna Ferrato, 1982
Лицо СПИДа, Therese Frare, 1990
Первое фото на телефон, Philippe Kahn, 1997
Падающий человек, Richard Drew, 2001
День Победы над Японией на Таймс-сквер, Alfred Eisenstaedt, 1945
Самый знаменитый поцелуй в мире снял Альберт Эйзенштадт на Таймс-сквер во время празднования Дня Победы над Японией 14 августа 1945 года. В ходе многолюдных шумных гуляний у Эйзенштадта не было времени спрашивать имен героев снимка, и поэтому долгое время они оставались неизвестными. Только в 1980 году удалось установить, что медсестрой на фотографии была Эдит Шейн. А вот имя моряка до сих пор загадка — 11 человек заявили, что это они, но доказать это так и не смогли.
Вот что рассказывал Эйзенштадт о моменте съемки: «Я увидел моряка, бегущего по улице и хватающего любую девушку, которая была в поле его зрения. Была ли она старушкой или молодой, толстой или худой, ему было без разницы. Я бежал перед ним с моей „Лейкой“, смотрящей назад над моим плечом, но ни одна из фотографий мне не нравилась. Затем внезапно я увидел, как он схватил кого-то в белом. Я обернулся и снял момент, когда моряк поцеловал медсестру. Если бы она была одета в темное, я бы никогда не сфотографировал их. Как и если бы моряк был в белой униформе. Я сделал 4 фотографии за несколько секунд, но только одна меня удовлетворила».
Серфинг гиппопотамов, Michael Nichols, 2000
Лошадь в движении, Eadweard Muybridge, 1878
Крушение дирижабля Гинденбург, Sam Shere, 1937
Фотожурналист Сэм Шейр наблюдал как «Гинденбург» заходил на посадку, как рабочие закрепляли швартовочные канаты. Внезапно он увидел яркую вспышку и, подняв фотоаппарат, нажал на кнопку, даже не глядя в видоискатель. В следующее мгновение мощный взрыв бросил его на землю и он выронил камеру. Шейр сделал одну единственную фотографию, но именно она стала символом крушения «Гинденбурга», именно ей досталась сомнительная слава стать «первой в мире фотографией фиксирующей крушение воздушного судна».
Покушения на JFK, фрейм 313, Abraham Zapruder, 1963
Ситуационная комната, Pete Souza, 2011
Падающий солдат, Robert Capa, 1936
Майкл Джордан, Co Rentmeester, 1984
Салют "Блэк Пауэр", John Dominis, 1968
Мать мигрантов, Dorothea Lange, 1936
Фотография более всего известна под названием Migrant Mother или по заголовку газетной статьи, в которой была впервые напечатана, — «Посмотрите в её глаза». Однако в Библиотеке Конгресса США эта фотография имеет следующее описание: «Нуждающаяся сборщица гороха из Калифорнии. Возраст 32 года. Мать семерых детей. Нипомо, Калифорния»
Бейб прощается, Nat Fein, 1948
Девушка на хлопчатобумажном комбинате, Lewis Hine, 1908
Ганди и вращающееся колесо, Margaret Bourke-White, 1946
Маргарет Бурк-Уайт получила редкую возможность сделать фотографии Махатмы Ганди, идеологичческого лидера Индии и одной из самых знаменитых и возвышенных личностей XX века.
Бурк-Уайт нужно было старательно приготовиться к фотосессии, поскольку Ганди был очень дотошным: он не любил яркий свет, поэтому хорошее освещение было недопустимо, и с ним нельзя было заговорить (это был его день тишины). Кроме того, она должна была научиться прясть с помощью колеса, прежде чем сделать фотографии. Она преодолела все эти испытания и препятствия без колебаний.
В процессе получения этой бессмертной фотографии Махатмы Ганди Бурк-Уайт перенесла ряд неудач. У нее были технические трудности и во время первой, и во время второй попытки: одна лампочка для вспышки оказалась испорченной, и еще один кадр оказался пустым, потому что она забыла вставить пластинку в камеру.
Но несмотря на влажный индийский климат в это время, и преодолевая плохое самочувствие, она сохраняла спокойствие, и ее третья попытка была удачной. Маргарет победно удалилась с этой замечательной фотографией Ганди и его прядильного колеса.
Этот знаменательный снимок стал одним из его лучших портретов, легко узнаваемых во всем мире. Менее чем через два года он был убит . Этим портретом Бурк-Уайт увековечила образ Махатмы Ганди для всего мира.
Лох-несское чудовище, автор неизвестен, 1934
12 ноября 1933 года некий Хью Грей с холмов близ Фойерса сделал первую известную фотографию чудовища — чрезвычайно низкого качества размытое изображение некой S-образной фигуры. Грей подтвердил информацию о внешнем виде существа, а эксперты из Кодака, проверив негативы, заявили, что они подлинные.
Восстание в Соуэто, Sam Nzima, 1976
Северная Корея, David Guttenfelder, 2013
Погружения, Andres Serrano, 1987
Гробы, Tami Silicio, 2004
Исчезающая раса, Edward S. Curtis, 1904
Террор войны, Nick Ut, 1972
Слепая, Paul Strand, 1916
Поднятие флага над Рейхстагом, Yevgeny Khaldei, 1945
«Знамя Победы над рейхстагом» (в иных источниках — «Красное знамя над рейхстагом») — наименование фотографий из серии снимков советского военного корреспондента Евгения Халдея, сделанных на крыше здания полуразрушенного нацистского парламента. Снимки широко используются для иллюстрации победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Фотографии данной серии являются одними из наиболее распространённых снимков Второй мировой войны.
Бульвар Тампль, Louis Daguerre, 1839
Луи Дагер сделал первую фотографию другого человека в 1838 году. Фотография Boulevard du Temple показывает оживленную улицу, которая выглядит пустынной (выдержка 10 минут, и потому движение незаметно), за исключением одного человека в левой нижней части фотографии (видно при увеличении).
Иракская девушка на КП, Chris Hondros, 2005
Вторжение в Прагу, Josef Koudelka, 1968
Пара в енотовых шубах, James VanDerZee, 1932
Уинстон Черчилль, Yousuf Karsh, 1941
Самая известная фотография одного из самых известных и почитаемых британских политиков была сделана при довольно забавных обстоятельствах. Как известно, Черчилль никогда не расставался со своей сигарой, в том числе и на фотографиях. И когда к нему на съемку пришел фотограф Юсуф Карш, он не собирался себе изменять. Юсуф сначала деликатно поставил перед премьер-министром пепельницу, но тот ее проигнорировал, и фотографу пришлось сказать «извините, сэр» и самому вытащить у Черчилля сигару.
«Когда я вернулся к камере, он смотрел так, будто хотел меня сожрать», — вспоминал потом Карш, автор одного из самых выразительных портретов всех времен.
Авраам Линкольн, Mathew Brady, 1860
Кровавая суббота, H.S. Wong, 1937
Экзекуция в Сайгоне, Eddie Adams, 1968
Человек в капюшоне, Sergeant Ivan Frederick, 2003
Горе, Dmitri Baltermants, 1942
Фотография времён Второй мировой войны, сделанная советским фотокорреспондентом Дмитрием Бальтерманцем в январе 1942 года в Крыму и получившая впоследствии мировую известность. На фотографии изображено место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей: по полю ходят потрясённые горем люди, разыскивающие родных среди лежащих в снегу трупов.
Молотов, Susan Meiselas, 1979
Йосемитский каменный собор, Carleton Watkins, 1861
Поднятие флага над Иводзимой, Joe Rosenthal, 1945
Одна из самых известных фотографий времен Второй Мировой войны сделана 23 февраля 1945 года Джо Розенталем (Joe Rosenthal). Шестеро военнослужащих американских вооруженных сил водружают флаг США на гору Сурибати, высочайшую точку очень маленького в сущности острова, за который сражение велось больше месяца.
Интересно, что запечатленный на снимке момент не был первым поднятием флага на этой точке. Гора была взята двумя часами ранее, и именно тогда на ней поставили «звезды и полосы». Но флаг был маленький, и его решили заменить на более существенный. Этот-то момент и запечатлел Джо Розенталь, обеспечившей этой фотографией не только Пулитцеровскую премию себе, но и доказавший существование морской пехоты, в эффективности которой тогда сомневались.
Трое из сфотографированных солдат затем погибли в боях на острове, которые продолжались еще месяц и три дня после поднятия флага. А трое выживших стали в Штатах знаменитостями из-за этого снимка. Флаг уцелел и хранится сейчас в музее морской пехоты, порванный и потрепанный.
Лунное сияние на пруду, Edward Steichen, 1904
Цветной снимок The Pond Moonlight (Лунное сияние на пруду) 1904 года был сделан Эдвардом Штейхеном. Несмотря на то, что цветная фотография была изобретена только в 1907 году, Эдвард сделал цветную фото уже в 1904 году. Удалось ему это благодаря использованию нескольких слоев светочувствительной резины. Стоимость снимка оценивается в 2 928 000 долларов.
Рука госпожи Рентген, Wilhelm Conrad Röntgen, 1895
Критика, Weegee, 1943
Уиджи (Weegee — звукоподражание звуку полицейской сирены; настоящее имя Артур Филлиг — Arthur Fellig; 1899—1968) — американский фоторепортёр, мастер уголовной хроники. Создатель особого жанра документальной фотографии, запечатлевших ночной Нью-Йорк 1930—1950 годов. Сын эмигранта-раввина из Российской империи. В 1940-е гг. работал в Голливуде, в частности со Стенли Кубриком. Повлиял на многих выдающихся фотографов XX века, в том числе Энди Уорхола.
Еврейский мальчик сдается в Варшаве, автор неизвестен, 1943
Голодающий ребенок и стервятник, Kevin Carter, 1993
Ковбой, Richard Prince, 1989
Камелот, Hy Peskin, 1953
Андрогин (6 мужчин + 6 женщин), Nancy Burson, 1982
Лодка без улыбок, Eddie Adams, 1977
Дом-футляр в Лос-Анджелесе, Julius Shulman, 1960
Лос Анджелес, знаменитый Case Study House No. 22, построенный архитектором Пером Кёнигом (1925-2004) в 1960 году.
Фотография сделана карданной камерой Sinar формата 4"х5" c помощью режима двойной экспозиции — сначала была длинная выдержка, чтобы поймать свет города и, главное, знаменитого бульвара Сансет, а в итоге вспышка, чтобы хорошо получились модели в студии и сама внутренность здания.
Троллейбус, Новый Орлеан, Robert Frank, 1955
Деми Мур, Annie Leibovitz, 1991
Мюнхенская бойня, Kurt Strumpf, 1972
99 центов, Andreas Gursky, 1999
Расстрел в Иране, Jahangir Razmi, 1979
Председатель Мао плавает в Янцзы, автор неизвестен, 1966
Американская готика, Gordon Parks, 1942
В 1928 году шестнадцатилетний Гордон Паркс переехал к старшей сестре в штат Миннесота, в Сент-Пол. Но вскоре, из-за ссор с мужем сестры он оказался на улице. На жизнь зарабатывал, как только мог – играл на пианино в захудалом борделе, работал помощником официанта, выступал за гроши в баскетбольной команде. В конце 30-х годов Паркс начал увлекаться фотографией. Это занятие постепенно переросло из хобби в талант и профессионализм. В 29 лет он создает свою первую профессиональную фотографию, которой дал название «Американская готика» (American Gothic).
Гаага, Erich Salomon, 1930
Долина Тени Смерти, Roger Fenton, 1855
Деревенский доктор, W. Eugene Smith, 1948
Хэппи Клаб, Malick Sidibè, 1963
Спасение от пожара. Коллапс, Stanley Forman, 1975
Плотина Форт Пек, Margaret Bourke-White, 1936
Брайан Ридли и Лайл Хитер, Robert Mapplethorpe, 1979
За вокзалом Сен-Лазар, Henri Cartier-Bresson, 1932
Анри Картье-Брессону принадлежит концепция «решающего момента» в фотографии
Облако-гриб над Нагасаки, Lieutenant Charles Levy, 1945
Снимок был сделан 9 августа 1945 года с борта одного из американских бомбардировщиков после того, как на город Нагасаки была сброшена атомная бомба. Общее число погибших составило 80 тысяч человек. Тремя днями ранее атомную бомбу сбросили на японский город Хиросима. От взрыва погибло 166 тысяч человек. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия.
Бетти Грейбл, Frank Powolny, 1943
Американская актриса, танцовщица и певица. Её знаменитое фото в купальном костюме принесло ей в годы Второй мировой войны славу одной из самых очаровательных девушек того времени. Позднее этот снимок был включён журналом Life в список «100 фотографий, которые изменили мир»
Последний бой Альенде, Luis Orlando Lagos, 1973
Каменщик, August Sander, 1928
Бандитский насест, 59½ Малберри Стрит, Jacob Riis, circa 1888
Самая опасная улица в Нью-Йорке.
Горилла в Конго, Brent Stirton, 2007
Стрельба в штате Кент, John Paul Filo, 1970
Смерть Неды, автор неизвестен, 2009
Гитлер на параде нацистов, Heinrich Hoffmann, 1934
Прыжок в свободу, Peter Leibing, 1961
Мертвые Антиетэма, Alexander Gardner, 1862
В 1862-м Мэттью Брэди представил в Нью-Йорке выставку фотографий сражения на р. Антиэтам, озаглавленную «Мертвецы Антиэтама» (The Dead of Antietam). Публика, привыкшая узнавать о войне из газет и идеализированных полотен художников-баталистов, была потрясена.
Альбинос, Биафра, Don McCullin, 1969
Третий класс, Alfred Stieglitz, 1907
Снимок "The Steerage" получил широкую известность спустя четыре года с момента создания, после того, как в 1911 году Стиглиц опубликовал его в своем издании "Camera Work", посвященном собственным фотографиям в "новом стиле". В 1915 году он перепечатал этот кадр в крупном масштабе методом гелиогравюры на пергаменте и на японской бумаге для включения его в свой последний журнал.
Бирмингем, Алабама, Charles Moore, 1963
Алан Курди, Nilüfer Demir, 2015
Босния, Ron Haviv, 1992
Человек на Луне, Neil Armstrong, NASA, 1969