Маршал Бертье. Выдающийся штабист, не желавший быть полководцем

Маршал Бертье, гравюра по картине Пажу Младшего Луи-Александр Бертье – фигура среди наполеоновских маршалов необычная и неординарная. Он не был полководцем в общепринятом смысле этого слова, более того, он никог...
Маршал Бертье. Выдающийся штабист, не желавший быть полководцем
Маршал Бертье, гравюра по картине Пажу Младшего
Луи-Александр Бертье – фигура среди наполеоновских маршалов необычная и неординарная. Он не был полководцем в общепринятом смысле этого слова, более того, он никогда и не стремился быть им. Наполеон сказал о нём на острове Святой Елены:

«Природа, создавая людей, пожелала, чтобы некоторые из них всегда оставались в подчиненном положении, таков был Бертье. У меня не было лучшего начальника штаба, но он был бы неспособен командовать и пятью сотнями солдат.»

При этом многие победы Бонапарта, возможно, не состоялись бы, либо не были такими большими и яркими, если бы не огромная, хоть и не слишком заметная со стороны, работа Бертье. При этом сам Бонапарт не любил намёков на его зависимость от начальника штаба. Своему секретарю Бурьенну он как-то сказал:

«Что касается Бертье, с тех пор как вы со мной, вы видите, что он собой представляет – он болван, тупица.»

Самому Бертье, как уверяют, Наполеон сказал в 1812 году перед отъездом из армии:

«Я знаю, что вы ничего не стоите, но, к вашему счастью, другие этого не знают.»

Известны также слова Бонапарта:

«Битвы выигрывает не тот, кто предложил план, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и выполнил.»

С ним согласен и британский историк Чандлер, назвавший Бертье «героизированным главным писарем».

Сам Наполеон в минуты раздражения говорил о своём начальнике штаба:

«Гусёнок, которого я сделал орлом.»

Однако на острове Святой Елены Наполеон, говоря о себе и Бертье в третьем лице, сказал:

«Он был необычайно активен, он следовал за своим командующим во всех рекогносцировках, во всех его поездках, не ослабляя ни на йоту свою канцелярскую работу... Он рассылал приказы с удивительной организованностью, точностью и быстротой... Он был одним из самых великих и ценных помощников Императора, никто другой не мог его заменить.»

Неудивительно, что в списке маршалов 1804 года на первом месте мы видим фамилию Бертье.

Происхождение и ранние годы жизни будущего маршала


Бертье не был потомственным аристократом, как Даву, но не был и выходцем из самых низов, подобно Ожеро. Не был он и типичным представителем Третьего сословия, как Мортье, Ней, Сульт, Сюше или Виктор. Дед Бертье был каретником, но его отец стал дворянином. Здесь, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Жан Бертье обратил на себя внимание храбростью и распорядительностью во время пожара королевской конюшни 13 сентября 1751 года. Начав служить ещё при Людовике XV, он вышел в отставку в чине подполковника при его внуке и преемнике – Людовике XVI. При этом должность он занимал довольно значимую – главного инженера-географа полевых лагерей и армий. Кроме того, Бертье возглавлял строительство военной школы, где потом учились Наполеон и Даву, военного и морского министерств, министерства иностранных дел и некоторых других зданий. Между делом он составлял планы монарших охотничьих угодий («Охотничьи карты короля») и потому бывал при королевском дворе. И его сын, герой сегодняшней статьи, родился в Версале. Произошло это 20 ноября 1753 года, то есть Бертье был старше даже Лефевра, Ожеро и Массены – самых возрастных из тех маршалов Бонапарта, что продолжали сражаться после получения этого звания.

Любопытно, кстати, что два младших брата Александра Бертье (Луи Сезар Габриэль и Виктор Леопольд) также пошли по военной линии и оба стали дивизионными генералами. Однако о положении, достигнутом Луи-Александром, они даже и не мечтали.


Луи-Франсуа Лежен. Генерал Бертье и его братья, генералы Луи-Сезар-Габриэль и Виктор-Леопольд во время II Итальянской кампании

Луи-Сезар в битве при Маренго был адъютантом Мюрата, в сентябре 1802 года стал бригадным генералом, в 1805 году командовал Обсервационной армией в Голландии, в 1806 году получил звание дивизионного генерала.


Louis Cesar Berthier

В 1807 году он захватил Корфу и объявил о присоединении к Франции Ионических островов. Некоторое время был губернатором Пьемонта. В 1814 г. перешёл на сторону Бурбонов. В 1819 году Луи-Сезар Бертье утонул в пруду в поместье Гробуа.

Виктор-Леопольд Бертье был младшим из братьев, и умер раньше всех.


Луи Гофье. Виктор-Леопольд Бертье

Служить он начал ещё в королевской армии – в 1781 году. В мае 1791 года капитан Виктор-Леопольд стал адъютантом генерала Адама Кюстина. В 1793-1795 гг. воевал на территории Вандеи. В мае 1796 года мы видим его командиром батальона в Итальянской армии Французской республики. В сентябре 1797 г. он уже командир бригады. В дальнейшем практически вся его служба, как и у знаменитого брата, была связана именно с штабной работой. В декабре 1798 года мы видим его начальником штаба 1-й пехотной дивизии Римской Армии Массены. Затем он возглавил штаб Неаполитанской армии. После битвы при Треббии получил звание бригадного генерала. Затем занимал должность начальника штаба различных военных округов. С мая 1803 года переведён на ту же должность в Ганноверскую армию, которой командовал Мортье.

Звание дивизионного генерала Виктор-Леопольд получил 1 февраля 1805 года, а 29 августа направлен в штаб I корпуса маршала Бернадота. Принимал участие в сражениях при Аустерлице, Галле и у Любека. После поражения Пруссии, был назначен послом в Берлин, но заболел и 30 ноября 1806 года вышел в отставку. 21 марта 1807 года в возрасте 36 лет Виктор-Леопольд Бертье умер в Париже от какой-то «злокачественной лихорадки».

Но вернёмся к жизни и судьбе маршала Бертье. Внешность этого человека была неказистой и абсолютно негероической. Бертье был непропорционально сложен: голова казалась очень большой для его роста, туловище – полным, руки – слишком длинными, ноги – короткими. Картину довершала копна жёстких волос неопределённого цвета.


К тому же у него была дурная привычка грызть ногти, и их вид у многих вызывал чувство отвращения.

Недостатки внешности Бертье пытался компенсировать элегантностью одежды. Позже, уже в наполеоновской армии, он считался законодателем военной моды. За тем, как он одевается, ревниво следили даже известные щёголи Мюрат и Ланн. При этом всех поражала физическая выносливость и невероятная трудоспособность этого неказистого модника. Он одинаково легко мог переносить огромные нагрузки длительных переходов и многочасовую сидячую работу с документами.


J. Rickard. Marshal Berthier at Work

Генерал Анн-Пьер де Монтескью-Фезенсак писал о нём:

«Никогда ни у кого не было большей точности в службе, подчинения командующему столь беспрекословного, преданности столь безграничной... ничто не останавливало его рвения, никакая усталость тела, никакая канцелярская работа не были выше его сил, никакое испытание не могло быть выше его выносливости.»

О физической выносливости Бертье вспоминал и генерал-интендант Дарю:

«Князь Невшательский куда более силен: я не ложился спать только девять дней и девять ночей, а князь провел уже тринадцать суток без сна, на коне или в работе с бумагами.»

Наполеон, кстати, считал, что выносливость важнее храбрости. Он говорил:

«От солдата требуется лишь выносливость и терпеливость, храбрость – второе дело.»

Став начальником штаба Наполеона, Бертье путешествовал с ним в одной карете: вместе они проехали тысячи миль. Но, если кресло императора путём несложных манипуляций превращалось в кровать, то его спутнику приходилось даже спать сидя. Бертье без жалоб выдерживал и такие неудобства.

Начало службы Александра Бертье


От многих других маршалов Бонапарта Александра Бертье выгодно отличался и полученным им образованием. В 11 лет он поступил в школу военных инженеров, которую окончил в 13 лет. С этого времени он полноценно работал под руководством своего отца и даже правил черновики карт, составленных Людовиком XVI (этот король был любителем географии и топографии). Военную службу Бертье начал в более позднем возрасте, чем большинство других наполеоновских маршалов. Случилось это в 1775 году, когда 22-летний Александр поступил в Лотарингский кавалерийский полк. А затем он и его брат Шарль оказались на территории мятежных североамериканских колоний Великобритании.

Бертье в Америке


По итогам Семилетней войны Франция потеряла колонии в Северной Америке. Но эта победа стала роковой для Великобритании. Раньше английские колонисты, испытывавшие постоянное давление со стороны французов и союзных им индейских племён, вынуждены были искать помощи у метрополии. В этих условиях мысли о независимости никому и в голову не приходили. Теперь же, когда военная угроза с севера исчезла, жители этих колоний решили, что мать-Британия требует от них слишком много, а даёт – слишком мало. И начали войну за создание собственного государства. Франция, которая только и ждала случая отомстить ненавистным британцам, с радостью поддержала своих недавних врагов. Поначалу французы помогали повстанцам тайно – деньгами, оружием и боеприпасами, причём большую роль в поставках сыграл Пьер-Огюстен Карон, более известный как Бомарше.


Этот разносторонне одарённый человек действовал через специально созданную фирму «Родриго Горталес и Ко», владевшую 11 кораблями (50-пушечный фрегат «Гордый Родриго» и 10 торговых судов). Первоначальный уставной капитал состоял из миллиона ливров, полученного из французской казны, миллиона от правительства Испании и миллиона от французских банкиров, надеющихся получить неплохие барыши за счёт ответных поставок американских товаров, прежде всего – табака и хлопка. Сам Карон вложил в эту компанию практически все свои средства, да ещё и в долги влез. Его компания действовала с размахом. Количество доставленного в Америку оружия и боеприпасов оказалось достаточно для полноценного вооружения 30-тысячной армии. И 80 % пороха колонистов имело французское происхождение. Вместо оплаты американские конгрессмены выразили Карону «официальную благодарность за его усилия в деле помощи восставшим колониям».

Всего с 1776 по 1783 гг. фирма Карона доставила в Америку грузов на 21 миллион ливров, а от колонистов получила аж целых 48 тысяч ливров. А также – «ценных американских бумаг» (их «ценность» тогда не сильно превышала стоимость бумаги, на которой они были напечатаны) на 2,5 миллиона ливров, которые подлежали оплате через 3 года. В итоге неблагодарные американцы только лично драматургу задолжали целых 5 миллионов ливров. Лишь часть этого долга была выплачена его наследникам в середине XIX века.

В 1777 году для выполнения «интернационального долга» в Америку (переодевшись женщиной!) отправился Мари Жозеф Ив Рок Жильбер Дю Мотье, маркиз де Лафайет. Здесь он получил чин генерал-майора, стал военным советником и ближайшим помощником Вашингтона.


Travis Simpkins. Marquis de Lafayette

Формально Лафайет всё это время находился в отпуске «по состоянию здоровья». Однако действовал он с ведома французских властей, а многие исследователи считают, что – по прямому приказу своего правительства.

6 февраля 1778 года кабинет Людовика XVI официально признал Соединенные Штаты, и 17 марта 1778 года Британия объявила Франции войну. Наконец, в мае 1780 года в Ньюпорте высадился 6-тысячный французский корпус под командованием графа Жана-Батиста Рошамбо.


Шарль Эдуард Арман-Дюмареск. Портрет графа де Рошамбо

Граф и не подозревал, что среди его подчинённых окажутся два будущих маршала Франции. Первым из них был рядовой Журдан.


Жан-Батист Журдан, статуя на улице Риволи, фасад Лувра

А в сентябре 1780 года в Америку прибыл и второй – лейтенант Александр Бертье (при отплытии основного корпуса он немного опоздал, увидев в Бресте лишь паруса уже отошедших в море кораблей). Бертье оказался на службе в штабе главнокомандующего. Тогда же он познакомился с Лафайетом.

В Америке Бертье принимал участие в некоторых сражениях (битва при Йорктауне, морской бой при Чизапике, экспедиция на Ямайку). 21 июня 1781 года во время боя в районе современного Гарлема (Нью-Йорк) он даже получил лёгкое ранение – пуля оцарапала ухо.


На картине Джона Трамбалла армия лорда Корнуоллиса у Йорктауна сдаётся французским и американским войскам (французы слева)

«Насолить» британцам французам тогда удалось. Однако эта геополитическая победа оказалась роковой для... Франции. Государственная казна этой страны и так была пуста, а теперь, благодаря «интернациональной помощи братскому американскому народу», дефицит бюджета достиг абсолютно неприличной цифры в миллиард ливров. Франция скатывалась в финансовую пропасть, кризис был столь масштабным, что решили немного ограбить народ, подняв налоги. Для этого пришлось собрать Генеральные штаты – а дальше, сами знаете, пошло-поехало. В общем, как говорится, «не рой яму другому».

Накануне революции


Но вернёмся к Александру Бертье, который в 1783 г. уже в звании капитана возвратился на родину. Дома он долго не задержался: очень скоро в составе миссии маркиза де Кюстина отправился в Пруссию для изучения опыта и военной организации армии Фридриха Великого.

В 1788 году Александр Бертье принимал участие в строительстве военного лагеря в Сен-Омере. Тогда же он получил крест ордена Святого Людовика.

В 1789 году подполковник Бертье впервые начинает работать начальником штаба – вначале у принца Конде, затем – у барона Везенваля. И сразу же выяснилось, что он буквально создан для этой должности. Его память была феноменальна: он в любую минуту мог сообщить положение всех частей, начиная от роты.

Неудивительно, что потом и Бонапарт не мог обходиться без него. Известен случай, когда для уточнения различных деталей Наполеон вызывал начальника штаба 17 раз в течение одной ночи. Бертье стоически терпел эти неудобства. Но до встречи с Бонапартом наш герой успел послужить в Национальной гвардии, созданной по инициативе его старого знакомого – Лафайета (и оказаться в опале после бегства маркиза). Повоевать на территории Вандеи и в Италии. И лишь в 1796 году 42-летний Бертье оказался подчинённым 27-летнего корсиканца. В следующей статье будет рассказано о революционном и имперском периодах службы Бертье.
Автор:
Рыжов В. А.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Маршал Бертье. Выдающийся штабист, не желавший быть полководцем