Бой в Баренцевом море. Приговор для кригсмарине

Потопление немецкого эсминца Friedrich Eckholdt в бою в Баренцевом море 31 декабря 1942 года Бой в Баренцевом море вошел в историю и как «Новогодний бой», так как состоялся 31 декабря 1942 года.Для судьбы кригсм...
Бой в Баренцевом море. Приговор для кригсмарине
Потопление немецкого эсминца Friedrich Eckholdt в бою в Баренцевом море 31 декабря 1942 года
Бой в Баренцевом море вошел в историю и как «Новогодний бой», так как состоялся 31 декабря 1942 года.

Для судьбы кригсмарине и концепции использования немецкого флота во Второй мировой войне этот бой имел очень важное значение. В ходе боя силы эскорта арктического конвоя JW-51B смогли отбить атаку превосходящих немецких сил. При этом немцы, которые отрядили для участия в операции два тяжелых крейсера, не смогли потопить ни один из 14 транспортов конвоя.

Операция, которая задумывалась, как решительный разгром арктического конвоя союзников, обернулась полнейшим провалом. Два тяжелых крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» и 6 эсминцев не смогли выполнить поставленную задачу. После провала операции по репутации немецкого надводного флота был нанесен серьезный удар. Через месяц в отставку подал адмирал Эрих Редер, а Гитлер буквально впал в ярость, едва не расформировав все надводные силы кригсмарине.

Арктический конвой JW-51B


После разгрома печально известного арктического конвоя PQ-17 следующий конвой PQ-18 также понес существенные потери. В Адмиралтействе поняли, что не могут обеспечить безопасной проводки кораблей в СССР, поэтому на время отложили отправку конвоев до начала зимы 1942–1943 годов. Действовать вблизи немецких военно-морских и авиационных баз в Норвегии в условиях полярного дня стало очень опасно.

Вновь конвои отправились в СССР только в декабре 1942 года.

На этот раз англичане разбили арктический конвой на две части. Первый – в составе 16 транспортных кораблей – получил обозначение JW-51A.

Это был стартовый конвой новой серии JW/RA (туда/обратно), пришедший на смену арктическим конвоям серии PQ/QP. Отличительной особенностью конвоев JW стало то, что британские легкие крейсера сопровождали транспорты непосредственно до Кольского залива. С конвоями серии PQ крейсерское прикрытие поворачивало назад на долготе Нордкапа.

Конвой JW-51A, вышедший из Шотландии 15 декабря, прибыл в советские порты 25 декабря без приключений. Конвой не был обнаружен немцами в условиях полярной ночи и без потерь прибыл в Кольский залив. Следующий конвой JW-51B вышел из залива Лох-Ю на севере Шотландии 22 декабря 1942 года.


Маршрут движения конвоя JW-51B

Конвой JW-51B состоял из 14 транспортов, которые везли в Советский Союз 202 танка, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 2 046 различных автомобилей, 11 500 тонн горючего и 12 650 тонн авиационного топлива. Помимо этого, на борту транспортных кораблей находилось более 54 тысяч тонн различных припасов.

Эскортом арктического конвоя JW-51B командовал капитан 1-го ранга Роберт Сент-Винсент Шербрук, командир 17-й флотилии эсминцев Королевских ВМС. Под его началом находилось шесть эсминцев: HMS Achates, HMS Orwell, HMS Oribi, HMS Onslow, HMS Obedient и HMS Obdurate. Помимо них, транспорты сопровождали два корвета типа «Flower»: HMS Rhododendron и HMS Hyderabad, тральщик Bramble и два вооруженных траулера Northern Gem и Vizalma.

Также в охране транспортов были задействованы два легких крейсера HMS Sheffield и HMS Jamaica, которыми командовал контр-адмирал Роберт Л. Барнетт. Крейсера должны были встретить конвой в самой опасной точке маршрута, для этого они 27 декабря вышли навстречу конвою из Кольского залива. Имелось ещё дальнее охранение в составе линкора HMS King George V, тяжелого крейсера HMS Berwick и трех эсминцев. Они должны были вступить в действие только при выходе в море немецких линкоров.

Операция «Радуга»


В отличие от конвоя с литерой «А» в названии, конвой JW-51B был обнаружен немцами.

Операция по перехвату конвоя получила название Regenbogen (Радуга). Суть ее заключалась в перехвате союзного конвоя, который шел в Мурманск. Специально для этого у острова Медвежий немцы развернули четыре подводных лодки, которые образовывали патрульную линию. Одновременно с этим в Альта-фьорде были сосредоточены два тяжелых крейсера и шесть эсминцев.

24 декабря корабли конвоя JW-51B обнаружил немецкий самолет разведчик, а 30 декабря визуальный контакт с конвоем установила лодка U-354. В тот же день на курс перехвата конвоя вышла вся немецкая эскадра из Альта-форда в составе тяжелых крейсеров «Адмирал Хиппер» (4х2 203-мм орудия) и «Лютцов» (2х3 283-мм орудия), последний за его артиллерию главного калибра называли также «карманным линкором». Командовавший соединением вице-адмирал Оскар Кумметц находился на борту «Хиппера».


Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» на ходовых испытаниях

Помимо тяжелых крейсеров, на перехват конвоя вышли шесть немецких эсминцев типа 1934/1934A: Friedrich Eckholdt, Richard Beitzen, Theodor Riedel и типа 1936A: Z-29, Z-30 и Z-31. Данные эсминцы также отличались сильным артиллерийским вооружением. Если первые несли по пять 127-мм морских орудий SKC/34, то эсминцы типа 1936A вооружались четырьмя ещё более мощными 150-мм морскими орудиями. На эсминце Z-31, который относился к модификации 1936A(Mob), 150-мм орудий было и вовсе пять.

По немецким планам корабли планировалось разбить на две группы. Северная группа во главе с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» должна была сковать боем эскорт конвоя, в то время как южная во главе с «Лютцовом» должна была заниматься уничтожением транспортных судов.

Изъян немецкого плана заключался в том, что командование кригсмарине ничего не знало о легких крейсерах «Шеффилд» и «Ямайка», которые ранее уже прошли в Кольский залив.

Помимо этого, на ход операции «Радуга» повлияло нежелание немецкого командования излишне рисковать крупными надводными кораблями, на что существовал строгий приказ лично Адольфа Гитлера. Дополнительно пассивность «Лютцова» при реализации операции «Радуга» объяснялась тем, что после перехвата конвоя немецкое командование рассчитывало отправить карманный линкор на рейдерство в Атлантику.

«Адмирал Хиппер» атакует эскорт конвоя


Первоначально ход боя, который начался утром 31 декабря 1942 года, разворачивался по немецкому сценарию.

Северная группа во главе с «Адмиралом Хиппером», на борту которого находился командир соединения вице-адмирал Оскар Кумметц, смогла обнаружить коновой в условиях полярной ночи и снежных зарядов. В это время видимость составляла около 7 миль в северном направлении и до 10 миль – в южном.

28–29 декабря конвой попал в сильный шторм и разделился. Первоначально от конвоя отстали пять торговых судов и два корабля эскорта, три транспорта 29 декабря восстановились с ордером конвоя, а два транспорта, один из которых сопровождал эсминец Oribi, а второй – вооруженный траулер Vizalma, шли в Кольский залив самостоятельно. Поисками пропавших кораблей занимался флотский тральщик Bramble.


Флотский тральщик Bramble в английском порту

Тральщик, который шел позади конвоя в 15 милях от него и занимался поиском отстающих судов, стал легкой добычей для тяжелого крейсера и трех немецких эсминцев. Залпы 8-дюймовых орудий «Адмирала Хиппера» нанесли тральщику сильные повреждения, а эсминец Friedrich Eckholdt добил поврежденный корабль, вместе с которым погиб весь экипаж – 121 человек. В этом бою у английских моряков не было шансов, хотя тральщик героически отстреливался из своих 102-мм орудий.

В 8:20 с борта английского корвета Hyderabad заметили к западу от конвоя три эсминца, которые сначала приняли за подходящие советские эсминцы. Спустя 10 минут появившиеся корабли заметили и с борта эсминца Obedient, капитан которого решил подойти к ним ближе с целью опознания. В ответ немецкие корабли открыли огонь, так началась основная фаза «новогоднего боя». Это произошло после 9:15.

Навстречу трем эсминцам капитан 1-го ранга Роберт Шербрук бросил четыре своих эсминца Onslow, Obdurate, Obedient и Orwell. Сам Шербрук находился на борту эсминца Onslow. Ещё один эсминец Achates вместе с легкими кораблями эскорта был оставлен для непосредственного прикрытия конвоя с приказом установить дымовую завесу. Спустя примерно полчаса Шербрук заметил силуэт тяжелого крейсера, в котором быстро опознал «Хиппер». Одновременно с этим он прервал радиомолчание и в 9:39 обратился за помощью к легким крейсерам соединения R, которыми командовал контр-адмирал Барнетт.

Тем временем «Адмирал Хиппер» открыл огонь по кораблям эскорта. Первой его целью стал эсминец Achates, который был лучше заметен на фоне выставляемой светлой дымовой завесы. Немецкие комендоры стреляли точно и добились попаданий в эсминец после нескольких залпов 203-мм орудий. Эсминец получил тяжелые повреждения, на его борту погибли 40 человек команды, включая капитана. Несмотря на тяжелые повреждения и пожар, эсминец продолжал постановку дымовой завесы, пытаясь скрыть транспорты конвоя.

Повреждения, которые получил Achates от 203-мм снарядов, оказались для корабля фатальными. Он принял очень много воды и начал медленно погружаться в пучину. К 12:54 крен корабля достиг 60 градусов и 80 оставшихся членов его команды были сняты с эсминца вооруженным траулером Northern Gem. В 13:14 эсминец затонул.


Британский эсминец Achates

Немцы могли и раньше добить тяжело поврежденный эсминец, но отвлеклись и перенесли огонь на эсминцы Шербрука Orwell и Onslow, которые имитировали торпедную атаку на «Хиппер». До определенного момента англичанам удавалось успешно маневрировать, уклоняясь от немецких снарядов и скрываясь за снежными зарядами. Но в 10:20 немецкий 203-мм снаряд поразил Orwell в трубу. Взрывом также была уничтожена антенна радара, а осколки прошили капитанский мостик.

Спустя несколько минут «Хиппер» добился ещё двух попаданий в Orwell, на борту которого было убито 17 человек, а всего пострадало 47 членов команды. Был ранен и капитан Роберт Шербрук. Один из осколков попал ему в лицо, раздробил скуловую кость и выбил левый глаз. Спустя некоторое время после этого командование принял на себя капитан 3-го ранга Кинлох, который бросил эсминец Obedient в агрессивный артиллерийский бой, отвлекая внимание «Хиппера».

Неизвестно, чем бы все закончилось для британских эсминцев, два из которых к тому моменту уже получили серьезные повреждения, если бы на поле боя не вышли легкие крейсера «Ямайка» и «Шеффилд», о появлении которых немцы не подозревали. Корабли открыли огонь из всех своих орудий. «Хиппер» буквально засыпали снаряды 152-мм пушек, которых на двух английских крейсерах было 24.

Между 11:32 и 11:35 развернувшийся в сторону легких крейсеров «Хиппер» получил сразу три попадания 152-мм снарядов. Один снаряд повредил котельное отделение тяжелого крейсера, скорость которого сразу упала до 23 узлов. Этот же снаряд, пробивший корпус ниже ватерлинии, повредил топливную цистерну. Второй 152-мм снаряд пробил борт «Хиппера» выше ватерлинии, взорвавшись во внутренних помещениях крейсера и вызвав пожар, третий снаряд уничтожил ангар и стоявшие в нем гидросамолеты.


Место боя в Баренцевом море 31 декабря 1942 года

Учитывая новые обстоятельства, вице-адмирал Оскар Кумметц приказал кораблям отступать на запад, тяжелый крейсер начал ставить дымовую завесу, которая скрыла его от британцев. В это время два немецких эсминца Friedrich Eckholdt и Richard Beitzen в условиях плохой видимости перепутали английский крейсер «Шеффилд» с флагманским кораблем и, пытаясь сблизиться с ним, были расстреляны англичанами беглым огнем. Эсминец Friedrich Eckholdt буквально распилили 152-мм снаряды. Под градом попаданий корабль взорвался, переломился надвое и затонул со всей командой. Второй немецкий эсминец смог уйти.

Карманный линкор «Лютцов» встречает конвой


В это время, несмотря на появление легких крейсеров, англичане действовали по немецкому плану. Транспорты конвоя и корабли сопровождения под прикрытием дымзавесы шли на юго-восток, где их уже ждал тяжелый крейсер «Лютцов».

И здесь случилось настоящее новогоднее чудо. В 11:40 карманный линкор встретил конвой, который прикрывали теперь только корветы и вооруженный траулер. Первый из кораблей конвоя был на удалении трёх миль от тяжелого крейсера, последний – на удалении семи миль.

По иронии судьбы, план немцев полностью сработал, но «Лютцов», выпустив по целям 87 283-мм снарядов и ещё 75 150-мм снарядов, не добился ни одного прямого попадания. От близких разрывов незначительно был поврежден лишь один транспорт. Примерно в 12:20 на «Лютцове» заметили английские крейсера, которые сначала приняли за немецкие эсминцы. Последовавшая затем недолгая перестрелка закончилась для сторон без особых успехов.

Примерно в 12:34 под угрозой попаданий 283-мм снарядов Барнетт приказал легким крейсерам повернуть назад. В 12:36 такой же приказ на отход отдал и командир «Лютцова».

Бой в Баренцевом море закончился.


Тяжелый крейсер, он же «карманный линкор» «Лютцов», до января 1940 года назывался Deutschland

Несмотря на то, что немцы смогли потопить британские тральщик и эсминец, серьезно повредив еще один эсминец Orwell, они не выполнили основную задачу, не нанеся никакого вреда транспортам конвоя. При этом немцы потеряли эсминец Friedrich Eckholdt, а флагманский тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» получил очень серьезные повреждения. Потери немцев в бою составили 340 человек убитыми, англичан – 250 человек.

Последствия «Новогоднего боя»


По Германии, которая к концу 1942 года терпела поражения на всех фронтах, был нанесен ещё один удар, теперь на театре морских военных действий. С точки зрения потерь или потопленных судов, бой в Баренцевом море трудно было отнести к крупным морским сражениям.

Но исход боя напрямую повлиял на ход войны на море.

Провал операции «Радуга» обернулся для кригсмарине тяжелым репутационным ударом, привел к отставкам в руководстве флота и похоронил идею использования рейдеров на морских коммуникациях. Фюрер был настолько взбешен поражением в Баренцевом море, что едва не расформировал все надводные силы кригсмарине.

После «Новогоднего боя» Гитлер думал пустить крупные боевые корабли на металл, а снятые с них орудия использовать для организации береговой обороны. От этих шагов Гитлера смог отговорить только новый командующий кригсмарине Карл Дёниц.

Пока в Берлине снимали с офицеров погоны – в Лондоне раздавали награды. Отважные действия капитана 1-го ранга Шербрука по защите арктического конвоя были отмечены Крестом Виктории – высшей военной наградой Великобритании.


Капитан 1-го ранга Роберт Шербрук

Для германского надводного флота «Новогодний бой» стал настоящей катастрофой.

Имея подавляющее преимущество в артиллерии, немцы смогли потопить только британский тральщик «Брэмбл» и эсминец «Ахатес», потеряв при этом больше моряков. Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» получил в «Новогоднем бою» такие серьезные повреждения, что вплоть до конца войны больше не участвовал в боевых действиях.

Карманный линкор «Лютцов» ни разу не попал в транспорты конвоя, а все шесть немецких эсминцев не выпустили за весь бой ни одной торпеды.

Главным итогом победы союзников стало то, что все 14 транспортов конвоя с ценными военными грузами благополучно прибыли в Кольский залив. В свою очередь, в крышку гроба немецкой тактики рейдерства на морских коммуникациях с привлечением крупных надводных кораблей был забит последний гвоздь.
Автор:
Юферев Сергей
Использованы фотографии:
Все изображения wikimedia.org

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Бой в Баренцевом море. Приговор для кригсмарине