«Самый правдивый». Как Марк Захаров создавал «того самого» Мюнхгаузена

А то, что образ барона, созданный Захаровым, разительно отличается от всех предшествующих, думаю, спорить никто не станет. — Раньше Мюнхгаузена изображали каким-то комическим дурачком, а выбор Захарова — эт...
А то, что образ барона, созданный Захаровым, разительно отличается от всех предшествующих, думаю, спорить никто не станет.
— Раньше Мюнхгаузена изображали каким-то комическим дурачком, а выбор Захарова — это перемена ценностей. Если и есть человек, которому надо верить и на которого хочется быть похожим, это как раз Мюнхгаузен в исполнении Янковского, — сказал однажды Леонид Ярмольник.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979

Марк Анатольевич был мастером своего дела

Он умел всё: западать в душу зрителю, биться за свои проекты и требовать от актёров воплощения нужных ему образов. Что касается последнего, то большую роль здесь сыграло то, что Захаров любил работать со «своими» актерами. Он знал их лично, знал их характер, темперамент, диапазон и открывал все это зрителю. Иногда с самой неожиданной стороны.

Наверное, только он мог увидеть такого, «того самого» Мюнхгаузена: в белоснежной рубашке, с улыбкой и верой, легко поднимающегося по веревочной лестнице навстречу неизвестности…

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979

«Тот самый Мюнхгаузен», 1979

История создания фильма началась с пьесы Григория Горина «Самый правдивый».

В 1974 году Театр Советской армии заказал сатирику и драматургу Григорию Горину пьесу о бароне Мюнхгаузене. Инициатором будущей постановки был выдающийся артист Владимир Зельдин — ему хотелось сыграть Мюнхгаузена. Зельдину на тот момент было почти 60 лет — возраст реального барона Иеронима фон Мюнхгаузена, когда тот прославился своими рассказами.
Источник информации: КиноПоиск.ру

В 1975 (1976?) году труппа театра Советской армии выпустила спектакль под одноименным названием с Владимиром Зельдиным и Людмилой Касаткиной в главных ролях.

Захарова спектакль заинтересовал ещё в процессе подготовки. Он был впечатлен сюжетом и музыкой Алексея Рыбникова. Наверное, в тот момент и родилась идея экранизации, но фактически к работе над фильмом Марк Анатольевич приступит только в начале 1978 года.

Кадр со съемок фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Кадр со съемок фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979

Барон Мюнхгаузен — Олег Янковский

Многие считали, что логичнее всего было бы пригласить на роль того же Зельдина, но эту идею Захаров отмел сразу. Он знал каким именно будет его барон.

Главным претендентом на роль Мюнхгаузена был Андрей Миронов, которого настоятельно рекомендовал худсовет «Мосфильма». По другим источникам, Захаров и сам рассматривал Миронова на эту роль, они уже работали вместе над фильмом «Двенадцать стульев» и то, что актер справился бы, сомнений не было. Но я думаю, что именно образ Остапа и сыграла «против» Миронова. Ведь зрители (сами, возможно, того не желая), увидели бы в бароне антигероя: вруна, мошенника и авантюриста.

Нет, Захаров видел своего Мюнхгаузена другим.

Свое видение образа было и у автора сценария Григория Горина. Он предлагал пригласить на роль барона сначала Никиту Михалкова, а чуть позже Игоря Квашу.

Но Захаров продолжал искать. И пригласил на пробы Олега Янковского. После запоминающейся работы в «Обыкновенном чуде», Олег Иванович казался режиссеру лучшим кандидатом на роль барона.

Художественный совет был против: за Янковским уже закрепилось амплуа серьезных, романтичных, но в чем-то мрачных персонажей. Сумеет ли он сыграть легкого и ироничного барона?

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979

Вот тут и пригодилось умение Захарова добиваться своего и отстаивать свою точку зрения.

«Олег сразу ухватил какой-то хороший, веселый взгляд человека, который несет юмор. Это было для меня неожиданно», — рассказывал позже Захаров. Он чувствовал, что нашел именно тот, нужный ему образ.

Марта — Елена Коренева

Исполнительницу на роль Марты искали долго. Самыми удачными пробами запомнились Ирина Мазуркевич и Татьяна Догилева.

— Я была последней в списке, — признается актриса Елена Коренева.

На тот момент актриса носила короткую стрижку и серьгу в одном ухе. Фотопробы она проходила в парике, который нашли в гримерной. Образ мягкой и податливой Марты разительно отличался от образа Елены в жизни. Но на роль утвердили именно ее.

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979

Семья барона — Инна Чурикова и Леонид Ярмольник

Баронессой Якобиной фон Мюнхгаузен Инна Чурикова стала без проб. Захаров был уверен, что прима его театра блестяще сыграет роль брошенной женщины.

А вот «сына» баронесса выбрала себе сама. Именно она попросила Захарова пригласить на роль Феофила Леонида Ярмольника. И надо сказать, протеже своего не щадила. Помните эпизод с пощечиной? Инна Михайловна била Ярмольника по-настоящему, «чтобы было убедительнее».

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979

Бургомистр — Леонид Броневой

В труппу театра «Ленком» Броневой придет значительно позже, только в 1988 году, но Захаров чувствовал «своих» актеров и Броневого в фильмы приглашал без проб. Так случилось и на этот раз. Хотя кроме Леонида Сергеевича на роль пробовался и Валентин Гафт.

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979

Пастор — Владимир Долинский

Сложнее всего было утвердить на роль Владимира Долинского. Дело в том, Владимир Абрамович совсем недавно вышел из «мест не столь отдаленных». В 1973 году актера осудили за незаконные валютные операции. Он был освобожден досрочно и на волю вышел в начале 1977 года.

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979
«Сразу после освобождения из тюрьмы меня пригласил в гости Захаров. Я пришёл, сидел часа четыре у них. Захаров хотел посмотреть, не в наколках ли я, не разучился ли говорить. А я очень смешно и трогательно рассказывал ему и про зону, и про всё...
В «Ленкоме» я тут же начал вводиться в спектакли. 1 февраля 1977 года я вернулся, а 3 февраля уже работал в театре: с ещё не снятой судимостью, без московской прописки... А дальше пошли приглашения в кино, хотя каждый раз за меня Захарову приходилось биться», — рассказывал Долинский в интервью.
Источник информации: Аргументы и факты в Беларуси

И Марк Анатольевич победил. Долинского утвердили. И даже разрешили выезд из страны. Трудно себе представить, чего это стоило Захарову в 1978 году.

Вообще за этот фильм Захарову благодарны многие: и актеры, сыгравшие знаковые роли, и зрители, целое поколение которых увидели в образе барона что-то такое, в чем-то узнали самих себя. И мог ли кто-нибудь подумать, что именно Мюнхгаузен-Янковский станет примером, человеком, на которого захочется ровняться?

Сам Янковский позже не раз благодарил Захарова за то, что тот в него поверил, а роль барона называл одной из самых любимых своих ролей в кино.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Самый правдивый». Как Марк Захаров создавал «того самого» Мюнхгаузена