Опасный, но немногочисленный противник. САУ Ferdinand

  САУ Ferdinand из парка "Патриот" (ранее хранилась в музее г. Кубинка). Машина стала трофеем РККА в ходе Курской битвы В июле 1943 г. гитлеровская Германия впервые применила новейшие самоходки-истребители танк...

 

САУ Ferdinand из парка "Патриот" (ранее хранилась в музее г. Кубинка). Машина стала трофеем РККА в ходе Курской битвы



В июле 1943 г. гитлеровская Германия впервые применила новейшие самоходки-истребители танков Sd.Kfz.184 / 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) / Ferdinand. Эти машины, отличавшиеся мощным бронированием и вооружением, должны были прорвать советскую оборону и обеспечить общее наступление Вермахта. Однако, несмотря на все технические преимущества, «Фердинанды» под Курском и на других участках фронта нередко несли серьезные потери.

Боевые миллиметры


Производство САУ Ferdinand стартовало в начале 1943 г. и продолжалась до лета. За несколько месяцев было изготовлено всего 91 бронемашин; на этом производство остановилось и более не возобновлялось. Все САУ были распределены между 653-м и 654-м тяжелыми противотанковыми батальонами (Schwere Panzerjäger Abteilung), включенными в состав 656-го танкового полка. Батальон изначально включал три роты по три взвода и имел 45 бронемашин. В дальнейшем, по мере потери матчасти, батальоны переформировывались и оптимизировались.

Корпус САУ Sd.Kfz.184 выполнили из катаной брони большой толщины. Незначительно наклоненные лобовые детали имели толщину 100 мм и дополнялись 100-мм накладным экраном. Борта делались из листов толщиной 80 мм (верх) и 60 мм (низ); корма – 80 мм. Корпус получил 30-мм крышу и днище толщиной от 20 до 50 мм. Рубка с орудием по своей защите соответствовала корпусу. Она имела 200-мм лоб и 80-мм борта и корму. Лобовая броня дополнялась маской толщиной 125 мм.

 

Маска, орудие и лоб рубки со следами попадания - "Фердинанд" из Танкового музея г. Бовингтон


В рубке устанавливалась противотанковая пушка PaK 43/2 калибра 88 мм со стволом длиной 71 клб. Высокая мощность этого орудия привела к необходимости применения развитого двухкамерного дульного тормоза и противооткатных устройств. Горизонтальная наводка осуществлялась в пределах сектора шириной 28°, вертикальная – от -8° до +14°.

Пушка PaK 43/2 использовала унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом Pzgr.39-1 (наиболее массовый боеприпас), подкалиберным Pzgr.40/43 или осколочно-фугасным Sprgr.43. Бронебойные боеприпасы отличались высокими характеристиками. Так, с 100 м снаряд Pzgr.39-1 пробивал более 200 мм гомогенной брони (наклон 30° от вертикали), а Pzgr.40/43 – ок. 240 мм. На 1 км пробиваемость составляла 165 и 193 мм соответственно. С 2 км снаряды пробивали 132 и 153 мм брони.

Преимущества и недостатки


На момент своего появления пушка PaK 43/2 пробивала броню всех танков антигитлеровской коалиции с дистанции не менее 2-2,5 км. Эта ситуация сохранялась до 1943-44 гг., когда на вооружении стран-союзников появились новые тяжелые танки с более мощным бронированием. Однако и они рисковали при сближении с «Фердинандом».

 

Немецкие самоходчики едут на фронт, Курская дуга, июль 1943 г.


В исходной конфигурации самоходка не имела пулемета для самозащиты. Его ввели только при модернизации 1944 г. Пулемет MG-34 ставился на установке в лобовой амбразуре корпуса. Считается, что отсутствие пулемета на ранних стадиях эксплуатации и ограниченный сектор обстрела на поздних негативно сказались на устойчивости САУ при встречах с пехотой противника.

Бронирование с толщиной до 200 мм обеспечивало немецкой самоходке защиту почти от всех ожидаемых угроз. Впрочем, полная безопасность не гарантировалась. Уже в ходе первых эпизодов боевого применения САУ Sd.Kfz.184 понесли потери от мин, артиллерии и пехотного оружия. Вскоре советские специалисты изучили трофейные машины и провели испытания обстрелом, в результате чего появились рекомендации по борьбе с такой техникой.

 

Пара уничтоженных самоходок. Командирский "Фердинанд" на заднем плане попал под огонь артиллерии и потерял ход, после чего красноармейцы подожгли его


Было установлено, что 45-мм и 76-мм пушки РККА поражают только бортовую броню и только с применением некоторых типов снарядов, причем в ограниченном диапазоне дальностей. 85-мм снаряды с 1 км пробивали борт или застревали в нем, но выбивали осколки с внутренней стороны брони. Наилучшие результаты показала гаубица МЛ-20. Ее снаряд калибром 152 мм расколол лобовой лист корпуса и накладной экран общей толщиной 200 мм.

На поле боя


Оба противотанковых батальона на «Фердинандах» были задействованы в ходе операции «Цитадель». Новейшие самоходки при поддержке другой бронетехники должны были прорвать советскую оборону на северном фасе Курской дуги. В течение нескольких следующих недель САУ Sd.Kfz.184 активно участвовали в боях, наносили ущерб РККА и несли потери. При этом в полной мере были показаны основные особенности такой техники.

 

Те же машины с другого ракурса


Первые бои с участием Ferdinand прошли 8-9 июля 1943 г. Используя свои технические преимущества, германские самоходчики с большой дистанции атаковали советские танки и укрепления. За время Курской битвы они отчитались об уничтожении сотен бронемашин РККА – хотя это далеко не соответствует советским данным. Одновременно имели место серьезные потери. До конца августа по разным причинам было потеряно 39 самоходок, и 50 остались в строю.

Порядка четверти потерь «Фердинандов» пришлось на первые дни битвы и обеспечено красноармейцами-саперами. 10 самоходок подорвались на минах и загорелись либо были подожжены советской пехотой после потери хода. Попытки эвакуировать подбитую технику провалились из-за отсутствия необходимых средств.

 

Еще пара "Фердинандов" с поврежденной ходовой частью


Артиллерия и танки РККА имели ограниченный потенциал против немецких САУ, однако все же нанесли им некоторый урон. Так, не менее 5-6 бронемашин получили повреждения ходовой части и/или других агрегатов, после чего были брошены. В частности, одна из самоходок загорелась вследствие попадания 76-мм снаряда в район топливного бака. Известно о повреждении пушек. Несколько машин попали под огонь советских тяжелых гаубиц с фатальными последствиями. Одна из них погибла от прямого попадания 203-мм снаряда в командирский люк. Известен случай уничтожения САУ в результате попадания снаряда меньшего калибра в открытый люк механика-водителя.

На курском направлении активно работали ВВС РККА, однако достоверно известно только об одной успешной атаке на «Фердинанда». Бомба с самолета Пе-2 попала в крышу боевого отделения и взрывом уничтожила его.

Одна из самоходок на начальном этапе сражения попала под огонь германской артиллерии, получила повреждения и была брошена. Еще несколько САУ поломались во время боев по тем или иным причинам, причем в двух случаях имел место пожар. 2 августа 1943 г. красноармейцы освободили ст. Орел и взяли трофеем целую немецкую самоходку, готовившуюся к эвакуации.

Опасный, но немногочисленный противник. САУ Ferdinand

 

Результат прямого попадания авиабомбы


В дальнейшем оставшиеся полсотни машин Ferdinand использовались на Никопольском плацдарме, в Италии и на территории Германии. Постепенно по тем или иным причинам была потеряна большая часть имевшихся самоходок. При этом причины потерь принципиально не изменялись, хотя их соотношение зависело от различных факторов.

Неоднозначный результат


В проекте Sd.Kfz.184 использовались решения, направленные на получение максимально возможных характеристик защиты и огневой мощи. Одновременно с этим имелось несколько неоднозначных особенностей и явных недостатков. В июле 1943 г. машины в такой конфигурации вышли на поле боя и частично оправдали ожидания. Пушка и броня показали себя с лучшей стороны – но возникли иные проблемы.

На Курской дуге и на других фронтах «Фердинанды» сражались не только с танками. САУ рисковала подорваться на мине, попасть под огонь тяжелых гаубиц, получить неудачное попадание в жизненно важный агрегат и т.д. Также существовала вероятность поломки, а отсутствие эвакуационных средств зачастую приводило к фактической потере техники.

 

Известное фото Я. Халипа с подбитой самоходкой. На стволе сидит журналист и писатель К.М. Симонов


Серьезной проблемой стало малое количество самоходок. Два батальона с девятью десятками бронемашин могли повлиять на ход отдельной операции. Однако ценность такой группировки постоянно сокращалась в связи с потерями и по причине невозможности их восполнения. Уже в 1944 г. на разных участках фронта приходилось задействовать лишь отдельные подразделения небольшой численности и с сокращенным боевым потенциалом.

В целом германская самоходка-истребитель танков Sd.Kfz.184 Ferdinand представляла большую опасность для танков и стационарных объектов Красной Армии и союзных стран. Открытое столкновение с таким противником угрожало существенными потерями и, как минимум, усложнением обстановки на конкретном участке обороны.

Впрочем, уже в первой своей битве «Фердинанды» встретились с грамотно организованной эшелонированной обороной, которая за несколько недель выбила едва ли не половину такой техники. Таким образом, практика в очередной показала, что в реальной войне табличные характеристики техники имеют большое значение, но не являются решающими. Существует масса других факторов, способных нивелировать техническое превосходство одних образцов перед другими. Как показывает судьба «Фердинандов», а также результаты Курской битвы и Великой Отечественной войны в целом, наша армия хорошо освоила и использовала это знание.

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Опасный, но немногочисленный противник. САУ Ferdinand