«Проклятый из Ахетатона»: фараон, так и не ставший великим

Фараон Эхнатон. Таким ли он был, или же этот его образ – дань новому амарнскому искусству? Увы, сегодня мы даже этого точно не знаем… «Одни рождаются великими, другие достигают величия, к третьим оно нисходит», ...
«Проклятый из Ахетатона»: фараон, так и не ставший великим
Фараон Эхнатон. Таким ли он был, или же этот его образ – дань новому амарнскому искусству? Увы, сегодня мы даже этого точно не знаем…

«Одни рождаются великими, другие достигают величия, к третьим оно нисходит», – написал о величии Уильям Шекспир в своей бессмертной комедии «Двенадцатая ночь». А как на самом деле правители разных стран и народов становились великими?

«Сын Солнца был неограниченный владыка города и страны. Он строил плотины и проводил орошения, раздавал из магазинов одежду и питание, назначал, кому сколько нужно земли и скота. Многочисленные чиновники были исполнителями его повелений. Никто не мог говорить: «Это мое», потому что все принадлежало солнцу. Труд был священен. Леность наказывалась смертью.»
Аэлита. А. Толстой

Великие правители. Сегодня мы начинаем публикацию материалов, посвящённых… великим правителям: как тем, кто был удостоен от народа прозвания «Великий», так и тех, кто был действительно велик, но… таковым в истории почему-то не стал, хотя вроде бы и заслуживал. Но прежде чем рассказывать об этих людях, давайте установим критерии, по которым тот или иной правитель мог бы в принципе стать великим. Так сказать, шкалу, по которой данного человека можно было бы считать таковым.


Это – он! Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей. Египет

Таковых условий можно насчитать довольно много. Поскольку функция правителя очень часто вынуждала в прошлом его воевать, то «великим» он мог стать, ведя успешные для своей страны завоевательные войны либо отражая нашествия врага. То есть при нём государство должно прирастать территориями или по крайней мере их не терять. А население страны должно увеличиваться, а не сокращаться.

Он должен был заботится о благе своих подданных, то есть народ при нем не должен голодать, но иметь возможность трудиться и получать за свой труд приличествующее времени и традициям вознаграждение. То есть в период его правления производительные силы своего общества должны развиваться.

Безусловно, он должен также поощрять науки, искусства и ремёсла.
Быть мудрым законодателем и править достаточно справедливо.
Проводя реформы, он должен опираться на мнение народное, с тем, чтобы добиться поддержки этих реформ в его мнении.
Иметь достойных сподвижников, поддерживающих его и дающих мудрые советы.
А ещё великий правитель должен позаботиться и о будущем государства и народа, то есть – оставить после себя продолжателя своего дела, воспитать достойного преемника или наследника.


А это тоже он, Эхнатон, в голубой короне «хепреш», Каирский музей

Вот это те обязательные составляющие «величия» факторы. Хотя, с другой стороны, всё то же самое можно сказать и немного иначе, вспомнив знаменитый «Кодекс тиранов», существовавший в Древней Греции. В нём говорилось, что правителю, чтобы удержаться у власти, необходимо готовиться к войне или вести войну, потому что в этом случае нужда в единоличной власти резко возрастает; строить общественные здания, чтобы народ имел возможность заработка; устраивать праздники, ибо когда народ поёт и танцует, он не замышляет худого; и, наконец, содержать шпионов, дабы знать истинное положение дел. Понятно, что эти рекомендации не являлись ключом к величию, но, по крайней мере, должны были помочь «тирану» (а так в Греции называли правителей, пришедших к власти вопреки закону) остаться у власти, а там уж – быть ему великим либо проклятым – решали богини судьбы Мойры!

Обратившись к истории, мы увидим, что правителей с прозвищем «Великий» было не так и мало. Поэтому рассказывать мы будем лишь о самых великих из великих, чьё величие сомнению не подвергается и имеет общемировое значение. Не будет рассказа о личностях легендарных, таких как древний мифический государь Юй в Китае, о Хайке I Великом, которого считают прародителем армянского народа, или Хираме I Великом – правителе Тира и Сидона – слишком уж его «держава» была мала. Помпей Великий не был правителем, как и Ганнон из Карфагена, а Антиох III хотя и был «Великим», но, скорее, лишь как наследник всего того, что сделал Александр Македонский. Так что в нашу историю «великих правителей» древности попадут не все. Но начать её, видимо, нужно будет с истории правителя, который вошёл в историю как подлинно великий реформатор, но… не выполнил он многих вышеназванных условий «величия», и потому не только не попал в их число, а напротив, был предан проклятью. Этот человек фараон Эхнатон!


Фараон Эхнатон вместе со своей семьёй приносят дары Атону. Атон представлен солнечным диском с лучами, заканчивающимися ладонями. До этого на всех храмовых рельефах Атона изображали в образе человека с головой сокола, как и бога Ра, но увенчанного солнечным диском. На третьем году царствования Эхнатона прежний образ был заменён на новый — диск с царской змеёй (уреем) и устремлёнными вниз лучами, оканчивающимися кистями человеческих рук. В дальнейшем Атона изображали только так и никак иначе. То есть его изображение фактически перестало быть антропоморфным. Каирский музей

Начнём с того, что принадлежал он к XVIII династии, носил имя Аменхотеп IV («Амон доволен»), под которым и был известен вплоть до пятого года своего правления, а правил он 17 лет и умер где-то между 1336 и 1334 годами до н. э. Известен он прежде всего своей уникальной реформой – попыткой введения в Египте единобожия, причём в образе Бога-Солнца. И самое интересное, что свою реформу он осуществлял исключительно последовательно и правильно, с точки зрения современных PR-технологий, так что тут у него неплохо было бы поучиться и современным реформаторам.

Начал он с того, не позднее второго года своего правления велел построить в Фивах храм для малоизвестного бога Атона, олицетворявшего солнечный диск, что, скорее всего, никого и не удивило, поскольку в Египте то и дело возвышался то один бог, то другой, что, соответственно, и сказывалось на доходах их жрецов, так что… им было за что побороться. Неожиданным стало лишь то, что возвышение Атона началось по воле фараона, но кто в этой стране и в то время мог бы оспорить волю живого божества?


«Прекрасная прошла» – так (или примерно) переводится имя супруги фараона Эхнатона Нефертити, которая поддерживала все его начинания и была его надёжной опорой. Этот бюст был найден в развалинах его столицы Ахетатоне, а экспонируется в Берлинском Новом музее. Смотреть на него можно не отрываясь часами…

Когда люди понемногу привыкли почитать Атона наравне с другими богами, царь, на пятом году своего правления, повысил его статус до уровня главного божества, хотя поклонение всем прочим традиционным богам продолжалось. Пожалуй, главным отличием в новом культе было отсутствие в храмах Атона крыши. Богу солнца служили прямо под его лучами, что было, в общем-то, понятно и логично. Архитекторы планировали храмы так, чтобы избежать в них затенённых мест, насколько это было вообще возможно. Даже перемычки над проходами – и те теперь отсутствовали, дабы Бог-Солнце видел всё! До Эхнатона фараоны становились богами после смерти. Эхнатон объявил себя богом при жизни и приказал строить храмы в свою честь. По сути, он сравнял себя с Атоном.


Царица Тийя – мать Эхнатона и жена Аменхотепа III. Государственные дела Египта при своём сыне Эхнатоне вела она. Каирский музей

Своё старое имя он сменил на новое – Эхнатон («Полезный для Атона»), а в 300 км на север от Фив приказал начать строительство новой столицы своего государства – Ахетатона («Горизонт Атона», сейчас поселение Тель эль-Амарна), который и должен был стать главным культовым центром новой религии. Новые имена получили и его жена с детьми, а также все сановники и приверженцы, среди которых, как считают, было много выходцев из низов. То есть опять-таки поступал так, как и наш Пётр Великий, приблизивший к себе Алексашку Меньшикова, торговавшего на базаре пирогами с зайчатиной.


Семейная сцена из царской жизни: Эхнатон целует свою дочь Макетатон, а на коленях у царицы Нефертити сидит дочь Меритатон. Третья дочь Анхесенатон на плече играет с серьгами матери. Новый музей. Берлин

К девятым-десятым годам своего правления Эхнатон начал преследования служителей и самого бога отверженной столицы – Амона, имя которого было запрещено, храмы закрыты, а жрецы скорее всего перебиты и изгнаны. Около двенадцатого года ненависть Эхнатона к другим богам дошла до того, что он запретил культы всех других богов, закрыл их храмы, а жрецов разогнал. Повсеместно уничтожались имена старых богов и даже их изваяния. Само слово «бог» оказалось теперь под запретом, причем Атона тоже богом теперь не называли, а, как и фараона, именовали правителем. По дошедшим до нас сведениям, пусть даже и очень туманным, всех непокорных воле фараона казнили, а их тела подлежали сожжению, что для правоверных египтян было особенно страшно потому, что лишало их надежды на вечную жизнь.


Раскрашенный рельеф с изображением в стиле периода Амарны. Это могут быть Эхнатон и Нефертити, Сменхкара и Меритатон или Тутанхамон и Анхесенатон, кто из них точно – неизвестно. Новый музей, Берлин

Большой ошибкой фараона стало то, что занятый своей реформой он совсем перестал заниматься внешней политикой. Он перестал посылать золото своим вассалам в Сирии и Палестине, и, естественно, они от него отпали. Египет лишился притока военной добычи и рабов, что серьёзным образом ударило по авторитету Эхнатона, как за пределами страны, так и внутри.


Глиняная клинописная табличка EA 161 из Амарнского архива, давшего название этой эпохе. Вот из таких табличек, написанных на вавилонском языке (дипломатический язык того времени!) из «Места переписки фараона» – тогдашнего министерства иностранных дел, учёные и узнали о международном положении Египта при Эхнатоне. Здесь всё: и просьбы прислать золото, и жалобы на соседей, и самые настоящие крики о помощи, которые Эхнатон почему-то оставлял без ответа. Всего таких табличек нашли более 300! Каирский музей

И вышло так, что итогом правления Эхнатона стало ослабление Египта, охвативший страну политический кризис, экономический упадок и коррупция в системе государственного управления. Что до культа Атона, то он лишь ненадолго пережил его самого. Правившие после Эхнатона – Сменхкара, Тутанхамон, Эйе, Хоремхеб – от атонизма отказались и вернулись к поклонению старым богам.


Жрец Эйе (на что указывает леопардовая шкура) был визирем у Эхнатона и Тутанхамона. Отец Нефертити. После смерти Тутанхамона он претендовал на престол, похоронив его и женившись на Анхесенатон. Настенная роспись в гробнице Тутанхамона

Жена Эхнатона – прекрасная царица Нефертити, родила своему мужу шесть дочерей, но не смогла родить ему сына. Тогда как царю был непременно нужен наследник мужского пола. Так что кто были те люди и в каком родстве они состояли с Эхнатоном – об этом можно лишь гадать. Что касается Ахетатона, то он был заброшен, занесён песками пустыни и в таком виде впоследствии предстал перед археологами, узнавшими в ходе его раскопок много всего интересного. Кстати, там же и нашли знаменитый бюст царицы Нефертити, являющийся сегодня украшением Нового музея в Берлине.


Нефернеферуре и Нефернеферуатон в детском возрасте. Это две дочери из шести, рождённых Нефертити. Возможно, что Нефернефруатон была той, кто, возможно, стала соправителем её отца и правила как женщина-фараон, хотя точно это и неизвестно. Музей Ашмолеан. Оксфорд

Особенно яростно преследовал память о фараоне-реформаторе военачальник Хоремхеб, который стал фараоном после недолгого правления Тутанхамона и Эйе. Имя Эхнатона было проклято и изъято из официальной переписки, где он упоминался лишь как «проклятый» либо как «враг из Ахетатона». Дошло до того, что в Абидосском списке правителей Египта имя Хоремхеба было поставлено сразу за именем Аменхотепа III.


Царица Меритатон – старшая дочь Эхнатона и Нефертити. Была женой Сменхкара. Она также могла править Египтом как фараон и являлась одним из возможных кандидатов на роль фараона, Нефернефруатона. Лувр, Париж

Так что пришёл человек и ушёл, и ветер пустыни занёс его следы. Однако в искусстве последствия реформ Эхнатона сохранились надолго. Вошло в обиход даже понятие «Амарнское искусство», настолько сильно оно отличалось от традиционного египетского искусства буквально во всём. Так, придворный скульптор Бек оставил нам запись о том, что Эхнатон просил художников изображать все предметы как можно более правдиво, а не так, как до этого, когда ноги человека обязательно изображались в профиль, тело развёрнутым в три четверти, а лицо опять в профиль. Теперь это ушло в прошлое вместе с поклонением старым богам, так что искусство, в частности, живопись и скульптура, стало куда более живым и реалистичным.

Мнения историков о личности Эхнатона сегодня диаметрально противоположны. Одни считают его чуть ли не идеальным правителем, мудрым и миролюбивым, опередившим своё время; другим он видится эдаким философом-мечтателем, но талантами, необходимыми государственному деятелю, лишённого; а кому-то и откровенно душевнобольным. Эхнатон – один из самых жестоких египетских фараонов (есть и такое мнение), а кому-то он показался «первой личностью в мировой истории», «бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции». Есть и достойное писателей-фантастов мнение, что деятельность Эхнатона имеет явные признаки хроноклазма, а это означает, что он… был из будущего!


Золотое кольцо Эхнатона и Нефертити. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Впрочем, есть мнение, что все реформы Эхнатона являются ничем иным, как первой в истории попыткой установления тотальной власти; а обожествление царя – лишь проявление культа личности, рядом с которой иных культов существовать не могло. Что на всё это можно сказать? Что истина всегда где-то там…

P.S. Любителям художественной исторической литературы можно порекомендовать следующие книги: «Фараон Эхнатон» Георгий Гулия (Мир книги Ритейл, 2011), «Ваятель фараона» Элизабет Херинг (Панорама, 1991) и книгу-исследование «Эхнатон. Фараон-вероотступник» Артура Вейгалла (Центрполиграф, 2010).

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Проклятый из Ахетатона»: фараон, так и не ставший великим