«Шахид Сулеймани»: Иран меняет расстановку сил в Персидском заливе

Персидский залив не первый год является точкой противостояния Вашингтона и Тегерана: в его водах стабильно идет настоящая холодная война, которая грозит перерасти в горячую… Ранее Иран рассматривал в каче...

alt

Персидский залив не первый год является точкой противостояния Вашингтона и Тегерана: в его водах стабильно идет настоящая холодная война, которая грозит перерасти в горячую…

Ранее Иран рассматривал в качестве ассиметричного ответа военно-морской угрозе со стороны США и союзных им сил флотилии быстроходных катеров – как патрульных, так и ракетных. Подобные средства, безусловно, не являются хоть сколько-нибудь достаточными для условий настоящих боевых действий, однако качественно они вполне качественно выполняли свою основную задачу – обеспечивали регулярное присутствие сил Тегерана на стратегически важном для иранцев направлении.

Впрочем, Исламская Республика решила не останавливаться на достигнутых результатах, расширив состав и возможности военно-морской составляющей Корпуса стражей исламской революции.

Стоит отдельно отметить, что именно Революционная гвардия занимается любыми операциями за пределами государственной границы Ирана – в том числе выполняет задачи, связанные с агрессивной демонстрацией военной силы страны. Именно по этой причине КСИР имеют собственные части ВВС и ВМС, обеспечивая тем самым все потребности элитных войск Тегерана.

Корабельный состав военно-морских сил Корпуса стражей исламской революции Ирана (IRGC-N) пополнится за счет нового класса боевых кораблей – ударных корветов типа «Шахид Сулеймани» (названы в честь генерала Касема Сулеймани, руководителя подразделений внешней разведки КСИР, ликвидированного в ходе спецоперации, проведенной США 3 января 2020 г.).

Конструкция данных кораблей выглядит весьма оригинально – они представляют собой крупный быстроходный катамаран. Это, впрочем, не первое судно подобного типа, которое имеется в распоряжении ВС Ирана – ранее был построен и введен в эксплуатацию «Шахид Насери», который, очевидно, и послужил основой для нового проекта.

В качестве образчиков для иранских судостроителей, вероятно, послужили китайские и тайваньские малые ракетные корабли – РКА «Тип-022» или же корветы «Туо Чианг».

Известные тактико-технические характеристики «Шахида Сулеймани»:

– водоизмещение 800 тонн;
– длина 55 метров;
– 2 дизельных судовых двигателя;
– скорость 28 узлов;

Точный состав номенклатуры вооружений неизвестен: его однозначно будут составлять противокорабельные ракеты, пулеметы ДШК, легкий палубный вертолет и неназванный корабельный комплекс ПВО.

В данный момент ведется одновременная постройка трех таких кораблей на верфях в Бушере, Бандер-Аббасе и на острове Кешм.

Верфь «Шахид Махалас» (Бушер) уже имела опыт работы над боевым катамараном – это был ранее названный в статье «Шахид Насери». Дизайн проектов имеет прямое сходство, но новые корветы имеют больший размер, и, судя по доступным спутниковым изображениям, их корпуса выполнены по технологиям, призванным снизить видимость судна средствами радиолокационного обнаружения.

Несмотря на то, что Тегеран перестал скрывать факт строительства кораблей, неясно, как именно новые боевые единицы повлияют на доктрину морской войны, принятой Революционной гвардией – очевидно, что суда подобной конструкции разрабатывались в соответствии с новой, пока неизвестной нам тактикой. До сих пор КСИР делали ставку на низкотехнологичные средства боя и, соответственно, работали согласно концепции асимметричного ответа более мощным флотам противников – тактика «роев», состоящих из флотилий небольших ударных катеров, использовалась на протяжении десятилетий.

Аналитики, впрочем, склонны выдвигать предположения о том, что корветы типа «Шахид Сулеймани» строятся именно в качестве командирских кораблей для названных выше сил «москитного» флота. С этим утверждением согласны отнюдь не все эксперты – есть мнения и о том, что иранская стратегия применения нетрадиционных средств морской войны потерпела крах, особенно в свете низкой эффективности применения вооружений, которые Тегеран поставил для поддержки хуситов. Беспилотные лодки со взрывчаткой, морские мины и легкие противокорабельные ракеты абсолютно никак не сказались на ходе военного конфликта в Йемене; результаты анализа боевых действий союзных сил, возможно, побудили руководство КСИР к расширению своих возможностей путем строительства более крупных боевых кораблей.

По имеющимся данным можно сделать однозначный вывод о том, что корветы типа «Шахид Сулеймани» будут заточены под применение новейших иранских противокорабельных ракет; учитывая размеры судов данного проекта, они вряд ли подходят в качестве «плавучих штабов», но куда лучше смотрятся в роли ударных кораблей, заточенных под тактику стремительных атак и последующих отступлений.

Относительно крупный размер корветов позволит разместить радиолокационное оборудование для самостоятельного обнаружения целей, а также увеличить количество средств связи для выдачи целеуказания с береговых станцией РЛО и радиотехнической разведки – данные опции отсутствуют на текущих ударных плавсредствах КСИР, имеющих крайне скромное водоизмещение и зачастую «гражданское» происхождение – и, вследствие этого, весьма ограниченные возможности поражения судов противника (за исключением тех, что находятся на дистанции прямой видимости).

Весьма любопытным образом выглядит использование легких вертолетов на столь малых боевых кораблях: к сожалению, их точный функционал неизвестен, но мы можем предположить, что в задачи палубных машин, базирующихся на корветах данного типа, будут входить поисково-спасательные операции, патрулирование, доставка групп специального назначения и эвакуация раненых. Учитывая размеры летательных аппаратов, они вряд ли будут применяться для выдачи целеуказания, огневой поддержки, несения ПКР или задач ПЛО.

В любом случае перевооружение Корпуса стражей исламской революции означает значительные изменения в текущей расстановке сил: Иран вряд ли остановится на строительстве лишь трех корветов, и ограниченно боеспособные флотилии быстроходных катеров наверняка ждет замена на более крупные и функциональные ударные корабли. Это означает, что флот Революционной гвардии сможет выполнять боевые задачи на значительном удалении от береговой линии, более эффективным образом воздействуя на своих потенциальных соперников: подобная трансформация корабельного состава КСИР приближает его боевые возможности к возможностям ВМС Ирана, тем самым усиливая присутствие Тегерана в акватории Персидского залива.

Let's block ads! (Why?)

 

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Шахид Сулеймани»: Иран меняет расстановку сил в Персидском заливе