Россия взяла максимум от американской «сланцевой революции»

Санкции США в нефтяной сфере против Ирана и Венесуэлы парадоксальным образом негативно отразились на самом «гегемоне». Американская экономика увеличила зависимость от поставок российского «черного золота», а ...

alt

Санкции США в нефтяной сфере против Ирана и Венесуэлы парадоксальным образом негативно отразились на самом «гегемоне». Американская экономика увеличила зависимость от поставок российского «черного золота», а саудовская нефть предпочла «прозрачный» рынок США «непрозрачному» китайскому.

В минувшем 2020-м году Россия поднялась на вторую строчку среди крупнейших экспортеров нефти и мазута в США, оттеснив на третью Саудовскую Аравию. В цифрах это выглядит так: ежесуточно американцы покупали у нас в среднем по 538 тысяч баррелей против 514 у Эр-Рияда. Вне конкуренции только соседняя Канада с ее 3,2 миллиона баррелей в сутки. Это означает, что Вашингтон берет у Москвы сырья на «домайданном» уровне. Как же так получилось?

Оказывается, эти проблемы США создали себе сами, вернее, сделал это президент Дональд Трамп. С одной стороны, благодаря «сланцевой революции», «гегемон» быстро превратился в крупного производителя и экспортера легкой нефти. С другой стороны, многие американские НПЗ по-прежнему сильно зависят от импорта нефти тяжелой. Экономика нефтеперерабатывающих заводов в США устроена так, что им выгоднее перерабатывать не свою легкую, которой хоть залейся, а именно тяжелую нефть. И тут президент-республиканец выстрелил в ногу своим собственным промышленникам, введя санкции в отношении Венесуэлы, откуда традиционно шла тяжелая вязкая нефть.

Так американские НПЗ остались бы без привычного сырья, но на помощь им пришла Москва. Компании Valero и Exxon являются крупнейшими импортерами российской сырой нефти и мазута. Интересно, что повышенным спросом пользуется именно мазут, продукт низкого уровня переработки. Покупатели смешивают его с легкими сортами своей нефти и получают оптимальное сырье для дальнейшей перегонки. В России мазута много из-за того, что собственная нефтепереработка не до конца модернизирована, поэтому мы можем поставлять его в товарных количествах. Как говорится, нет худа без добра.

Что до саудитов, то Эр-Рияд в последние несколько лет сделал ставку на захват перспективного китайского рынка. Этому способствовало сочетание нескольких факторов. Во-первых, рост добычи сланцевой нефти в США, что привело к снижению импорта легких сортов. Во-вторых, свое дело сделали американские санкции против Тегерана, выбившие с рынка «черное золото» из Ирана. Это вынудило активно развивающиеся азиатские страны, прежде всего, Китай, искать альтернативных поставщиков. И Саудовская Аравия направила свою экспортные потоки на более премиальный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, емкость которого выше, чем у США. Эр-Рияд активно конкурирует с Москвой, давая покупателям значительные скидки. Это позволило ему стать поставщиком нефти №1 в Китае. О планах прочно закрепиться также на индийском рынке свидетельствует желание саудитов приобрести 20% местного сырьевого конгломерата Reliance Industries.

Между тем, российские компании осваивают бизнес по доставке «санкционной» венесуэльской нефти. Из-за режима ограничений государственная компания PDVSA была вынуждена начать вести дела с мелкими игроками, имеющими довольно сомнительное происхождение. Помните венесуэльский супертанкер Ayacucho, который получил российскую «прописку» и был переименован в «Максим Горький»? Вопреки предложениям, что танкер будет использоваться только как плавучий накопитель сырья, он начал совершать рейсы. В прошлом ноябре это судно было замечено за перегрузкой 2 миллионов баррелей нефти на другое судно возле Сингапура. Это обычная практика обхождения американских санкций.

Также за доставкой венесуэльской нефти был замечен танкер «Павиноспирит», принадлежащий ООО «Павино-Танкер», зарегистрированному во Владивостоке. Нефтеналивной танкер «Сиерра» (Sierra) в 2020-м дважды совершал рейсы к порту Хосе в Венесуэле. Это танкер класса «Афрамакс», который в 2019-м году превратился из панамского в российский. Им сперва владело ООО «Новогрейн», зарегистрированное в Ростове-на-Дону, а теперь «ООО «Рустанкер» из Новороссийска, которое, в свою очередь, принадлежит офшорной компании Makandi Marine Inc., что на Маршалловых островах. Эта же контора владеет нефтетанкером «Нострас» (Nostras), который регулярно крутится возле побережья Венесуэлы. По данным агентства Reuters, с экспортом «черного золота» Каракасу помогает компания «О Джи Икс Трейдинг» из Москвы, созданная в 2020 году. Владельцем ее числится компания Marlybone Trading из ОАЭ.

В общем, российские структуры явно активно подключились к схемам по поставкам венесуэльской нефти. Однако напрямую за руку их пока никто не ловил. Как пояснили представители компании TankerTrackers, они получают спутниковые фотографии терминалов и танкеров, по которым высчитывают по тени на фоне, насколько глубоко судно погрузилось в воду. Исходя из этого, наблюдатели определяют, сколько нефти находится на борту.

Let's block ads! (Why?)

 

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Россия взяла максимум от американской «сланцевой революции»