«Бог войны» на мнимом треугольнике

В начале 1918 года британское правительство решило помочь русским в восстановлении демократии. И как положено, отправило свои эскадры и десанты в порты Севера, Черного моря и во Владивосток. На Севере британск...

В начале 1918 года британское правительство решило помочь русским в восстановлении демократии. И как положено, отправило свои эскадры и десанты в порты Севера, Черного моря и во Владивосток. На Севере британскими войсками командовал генерал Эдмунд Айронсайд.

В конце лета 1919 года до премьер-министра Ллойда Джорджа дошло, что дальнейшая демократизация России, по его же выражению, «закончится Советом на Темзе». В итоге с осени 1919-го по весну 1920-го англичане постепенно уходят из России.

Демократизация не состоялась, зато «поход за зипунами» удался на славу: англичане вывезли несметное количество полезных ископаемых, золота, мехов, угнали все торговые суда, оказавшиеся в их руках... Британцы захватили бакинские нефтепромыслы, а также железную дорогу и нефтепровод Баку – Батум. И с конца 1918-го по май 1920-го качали нефть в немереных объемах. Интервенция Лондона не только окупилась, но и дала прибыль.

«Просвещенные мореплаватели» доставили на север России все достижения науки и техники. Англичане с 1900 года использовали концлагеря, у нас-то их не было. Посему интервенты осчастливили русских постройкой лагерей в Мурманске и Архангельске.

В Архангельск были доставлены новейшие танки MkV. В Северную Двину ввели семь новейших мониторов и четыре бронированные канонерки. А уходя, британцы заминировали магнитными минами эту реку в шахматном порядке на несколько километров. Кстати, это было первое в истории применение неконтактных мин.

Миномет стал «богом войны» большинства конфликтов XXI века, как, например, в Сирии и Донбассе

Англичане, как люди разумные, ставили мины только на судовом ходу. Ну а большевики после потери двух тральщиков вспомнили бурлацкий промысел и протащили по отмелям канонерские лодки (бывшие буксиры) и плавучие батареи (бывшие несамоходные баржи). Тем временем водолазы извлекли несколько магнитных мин и отправили их в Петроград.

Главной же новинкой «просвещенных мореплавателей» были отравляющие газы, которые Уинстон Черчилль назвал «лекарством для большевиков».

Комплексную газификацию Русского Севера англичане собирались проводить с помощью новейших бомбардировщиков Де-Хевилленд, которых не могли догнать красные истребители, пушек и гаубиц калибра 52–75 миллиметра, а также химических минометов.

Летом 1919 года в Архангельск доставили несколько батарей 81-мм минометов Стокса и 203-мм минометов Ливенса. В 1916-м капитан Уильям Ливенс из королевского корпуса инженеров создал примитивный миномет, точнее, газомет из стальной трубы и приваренной с казенной части плитой. Его зарывали в грунт под углом 45 градусов и стреляли химическими баллонами на 1200 метров.

А вот 81-мм «труба» Стокса произвела настоящую революцию в артиллерии. В сентябре 1917 года капитан Уильфред Стокс впервые в истории создал миномет по схеме мнимого треугольника. Орудие весом 47,2 килограмма состояло из гладкостенной трубы, опорной плиты и двуноги лафета. В профиль детище капитана напоминало треугольник без одной стороны, которой ставился на грунт.

Мина Стокса весом 4,84 килограмма – цилиндр, заполненный 0,9 килограмма аматола, а чаще всего ОВ. В патронник вставлялся обычный охотничий патрон 12-го калибра. Сверху крепились дополнительные заряды. Заряжался миномет с дула. Благодаря такому устройству скорострельность доходила до 25 выстрелов в минуту. Вертикальное наведение в пределах плюс 46–76 градусов производилось винтовым подъемным механизмом. Дальность стрельбы – до 731 метра. Главным недостатком было отсутствие стабилизации у мины, из-за чего она кувыркалась в полете.

Но вернемся в Архангельск. К ужасу генерала Айронсайда все мины для обоих минометов оказались неснаряженными. Видимо, кто-то забыл или умышленно не снарядил их ОВ. 23 августа 1919 года генерал получил указание военного министерства утопить все орудия в Белом море. Так Красная армия лишилась уникального трофея.

В ходе Гражданской войны красные, белые и националисты эпизодически и без особого успеха применяли минометы и бомбометы. В связи с этим Артиллерийское управление (АУ) РККА, руководствуясь опытом Первой мировой войны, до 1930 года относило минометы к траншейному оружию. В советских КБ ни шатко ни валко проектировали орудия по «глухой» схеме, по схеме «реального треугольника» и по системе «унитарный ствол».

А вот во Франции инженерам во главе с Эдгаром Вильямом Брандтом в 1924 году удалось создать оперенный снаряд для миномета Стокса, обеспечивавший относительно правильный полет мины. В 1928 году Брандт сделал образец каплеобразной оперенной мины, по типу которого началось производство в мире.

Кроме того, он изготовил свой 81-мм миномет разборным. Максимальный вес вьюка составлял около 20 килограммов, весило орудие в боевом положении 58,4 килограмма.

В боекомплект входили два выстрела: осколочный весом 3,26 килограмма при дальности стрельбы на 3000 метров и фугасный весом 6,6 килограмма и с дальностью полета мины 1150 метров.

81-мм миномет Брандта образца 1927 года экспортировался как минимум в 12 стран, в том числе в Китай. В Поднебесной фанатиком детищ Стокса – Брандта стал маршал Джан Цзолинь, контролировавший северо-восток Китая. Он не только закупал французские образцы, но и наладил их серийное производство в Мукденском арсенале. Там изготовлялась линейка орудий калибра 75, 81 и 150 миллиметров.

4 июня 1928 года вагон поезда, где ехал Чжан Цзолинь, взлетел на воздух. Говорят, там порезвился Наум Эйтингон, который позже приложил руку к организации покушения на товарища Троцкого. Советские СМИ, естественно, свалили все на японцев. Место покойного занял его 27-летний сын Чжан Сюэлян, которого китайцы величали «молодым маршалом».

В октябре-ноябре 1929 года состоялся конфликт на КВЖД. Китайцы были разбиты. Среди трофеев Красной армии оказались несколько десятков минометов Стокса – Брандта и несколько сот мин.

1 марта 1930 года по приказу Реввоенсовета в Ленинграде создан Артиллерийский НИИ РККА. И вот туда-то в группу «Д» отправили три трофейных китайских 81-мм миномета и свыше трехсот мин.

Орудиями, созданными по схеме мнимого треугольника, занялись Николай Александрович Доровлев и Борис Иванович Шавырин. Сразу после испытаний трофеев Доровлев отправил отчет в Москву, который пришелся очень кстати. В это время шли переговоры с фирмой Брандта о закупке опытных образцов и лицензий на производство минометов. Поэтому руководство АУ РККА приказало срочно форсировать проектирование и изготовление опытных образцов собственного оружия.

Тем не менее Доровлева с группой других конструкторов, включая Шпитального и Сидоренко, на три месяца отправили во Францию на заводы Шнейдера и, разумеется, на завод Брандта в Париже. Закупались ли во Франции 81-мм детища Брандта, установить не удалось, архивы наглухо закрыты. Однако известно, что «парижане» неоднократно проходили сравнительные испытания с советскими 82-мм минометами на Ржевке. Но были ли они получены прямо из Франции или через Чехословакию, установить тоже не удалось.

У группы «Д» отсутствовала собственная производственная база, и первые опытные 60-, 82- и 107-мм минометы изготавливались на заводе № 7 в Ленинграде и в цехах харьковского «Красного Октября».

Дальнейшая история создания советских минометов описана во многих источниках. Здесь же отмечу лишь то, что первоначально химические мины занимали главное место в боекомплекте нового оружия.

Весной 1931 года в Харькове на заводе «Красный Октябрь» изготовлена установочная серия 107-мм минометов МС-107. В мае 1931-го стволы были испытаны на прочность на НИАПе. А с 1 по 11 августа 1931 года состоялись испытания в Гороховце на минометном полигоне химической группы. В Нижегородскую область прибыла рота с восемью МС-107. Испытывались химические и дымовые мины.

Химические мины были двух типов. Так, мина с веществом «Р-5» весом 7,2 килограмма содержала 2,21 килограмма иприта, а мина с ОВ типа «Р-100» (6,75 кг) несла смесь веществ «Ю» и «О» весом 1,7 килограмма. Дымовые мины снаряжались 7,4 килограмма фосфора.

По заданию АУ РККА с 1932 года группа «Д» создала несколько образцов опытных 60-мм ротных минометов. Испытывали их до начала 1938-го.

Однако в 1936 году Доровлев в инициативном порядке начал проектирование 50-мм орудия. Как известно, на вооружение РККА, как и в Третьем рейхе, поступил только 50-мм миномет. Но уже в первые месяцы войны выяснилось неудовлетворительное действие мин этого калибра. В итоге в 1943 году 50-мм минометы сняли с производства и в СССР, и в Германии. Далее производились только 82-мм и соответственно 81-мм минометы.

Однако локальные конфликты второй половины ХХ – начала XXI века показали, что войскам нужно более легкое оружие и с конца ХХ века 60-мм минометы получили широкое распространение.

Во Второй мировой войне наибольшее число боевых потерь пришлось именно на поражение минами. Ну а в XXI веке возможности 20–82-мм минометов возросли в разы. Притом что конструкция орудий, созданных по схеме мнимого треугольника, осталась прежней. Причина в минах: широкое распространение получили бронебойные, в том числе самонаводящиеся на крыши башен танков, фугасные корректируемые с лазерным целеуказанием, активно-реактивные и другие типы снарядов.

Резкое увеличение эффективности минометного огня дала корректировка стрельбы с малых дронов в режиме реального времени. Миномет стал «богом войны» большинства конфликтов XXI века, как, например, в Сирии и Донбассе.

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Бог войны» на мнимом треугольнике