Подводная война у берегов Южной Африки

Кейптаунская гавань в 1937 году Во второй половине 1942 года верховное командование немецких подводных лодок Befehlshaber дер Unterseeboote (BdU) признало, что результаты побед в Северной Атлантике значительно с...
Кейптаунская гавань в 1937 году

Во второй половине 1942 года верховное командование немецких подводных лодок Befehlshaber дер Unterseeboote (BdU) признало, что результаты побед в Северной Атлантике значительно снизились.


Успехи союзных противолодочных операций в Северной Атлантике исключали успешное применение немецких подводных лодок в указанных водах. Противодействие противника на растущую угрозу со стороны подводных лодок Германии, значительно увеличилось во второй половине 1942 года, благодаря приобретенному опыту командиров конвоев и эскорта, наличию новых надежных средств обнаружения подводных лодок и значительному совершенствованию противолодочного оружия. Чтение немецких военно-морских шифров после взлома кодов «Энигмы» (в сочетании с большим количеством эскорта и уменьшением «воздушного зазора» в Северной Атлантике) сократило успешное использование Карлом Дёницем (Karl Dönitz) своих волчьих стай.

Весной 1941 года командование Кригсмарине уже оценило тот факт, что маршрут конвоев Кейптаун–Фритаун станет отличной мишенью для атак подводных лодок. Порт Фритаун в Сьерра-Леоне служил сборным пунктом для всех торговых судов, идущих в Европу, на Ближний Восток и Дальний Восток. Этот маршрут проходил вдоль стратегической морской узловой точки – мыс Доброй Надежды. Это гарантировало, что все суда, проходившие по этому пути, должны были останавливаться в одном из ключевых южноафриканских портов Салданья, Кейптаун, Ист-Лондон, Порт-Элизабет или Дурбан.

Подводная война у берегов Южной Африки

Во Фритауне более медленные торговые суда формировались в конвои для дальнейшего следования, в то время как более быстрые корабли плыли самостоятельно. Немецкое командование, понимая трудности с логистикой, связанные с удаленными операциями в Центральной и Южной Атлантике, экспериментировало с использованием подводных лодок снабжения (дойных коров) в течение 1941 года. Благодаря нескольким точкам встречи с кораблями снабжения или (дойными коровами), подводные лодки в Центральной и Южной Атлантике могли оставаться в море в два раза дольше, чем раньше.

Одна из первых групп немецких подводных лодок волчья стая «Eisbär» (Белый медведь), в южноафриканских водах 1942 года была нацелена на причинение сокрушительного удара по судоходству у берегов южной Африки. К концу декабря 1942 года немецкими подводниками в том районе было потоплено судов общим тоннажем 310 864 брт. Успех операции «Eisbär» привел к тому, что до окончания Второй мировой войны BdU предприняло еще две крупные операции в южноафриканских водах с применением подводных лодок.

В феврале 1942 года служба немецкой военно-морской разведки (B-Dienst) сообщила, что британские трансатлантические перевозки у берегов Фритауна значительно увеличились.

Неэффективность Панамериканской зоны безопасности, прекратившей свое существование после вступления Америки в войну в декабре 1941 года, привела к тому, что торговому судоходству пришлось использовать маршрут вдоль западного побережья Африки и вокруг мыса Доброй Надежды. Приказав своим волчьим стаям двигаться на юг, Дениц надеялся на отвлекающий эффект, в результате которого противник будет вынужден разделить свои силы: между защитой Северной Атлантики, восточно-американского побережья и обширного африканского берега.

Во второй половине 1942 года воды Кейптауна были лишены какой-либо существенной подводной активности. Однако до 1942 года были случаи, когда одиночные подводные лодки отваживались заходить на юг до Кейптауна и атаковали суда. В октябре-ноябре 1941 года U-68 удалось потопить два британских судна «Хазелсайд» (Hazelside) и «Брэдфорд-Сити» (Bradford City) у берегов Юго-Западной Африки.

«Брэдфорд-Сити»

Однако верховное командование немецких подводных лодок не одобряло заход одиночных субмарин столь далеко, поскольку их самостоятельные действия могли бы насторожить противника и вынудить принять жесткие противолодочные меры. Кроме того, действия одной подводной лодки были бы неэффективны. Проведение действий у Кейптауна возможно только после того, как будет сформирована достаточная крупная группировка подводных лодок, чтобы начать операцию. И проводить ее необходимо в течение длительного периода для достижения высоких результатов.

Во второй половине 1942 года противники Германии сосредоточили большую часть своих эскортных флотов для защиты североафриканских и средиземноморских вод из-за кампании в Северной Африке, тем самым подтолкнув Деница нанести удар по

«мягкому подбрюшью»

Южной Африки.

Объявление ЮАС (Южно-Африканский Союз до 31 мая 1961 года) войны Германии 6 сентября 1939 года гарантировало безопасный проход всех дружественных судов, идущих вдоль южноафриканского побережья и их охрану при посещении портов.

Южноафриканское побережье в то время простиралось от устья реки Кунене в Атлантическом океане до залива Коси в Индийском океане и включало в себя важный морской узел – мыс Доброй Надежды. Все торговые суда, которые путешествовали вдоль побережья Южной Африки во время войны, заходили в один из нескольких портов: Уолфиш-Бей, Салданья-Бей, Кейптаун, Порт-Элизабет, Ист-Лондон и Дурбан.

Непрерывное функционирование морского торгового пути вокруг южноафриканского побережья обеспечивало важнейшие военные поставки со всего Британского Содружества в Великобританию.

Защита морских торговых путей Южной Африки делилась на две зоны с учетом различных морских угроз, преобладающих в Атлантическом и Индийском океанах.

Морская угроза у атлантического побережья Южной Африки оценивалась возможностью атак немецких подводных лодок и надводных рейдеров, когда они действовали сообща далеко на юге, вплоть до южной части Атлантического океана.

Морская угроза вдоль побережья Индийского океана Южной Африки ограничивалась японскими подводными лодками, действовавшими в этом районе. Японские подводные лодки, несмотря на расстояние до ближайшей базы в 5 000 миль, действовали на юге вплоть до Мозамбикского пролива. Своими действиями они представляли угрозу торговому судоходству всего восточного побережья Южной Африки.

Присутствие японских и немецких надводных военных кораблей в Южной Атлантике и Индийском океане рассматривалось, но считалось маловероятным.

Управление британской военно-морской разведки (Naval Intelligence Division) и, в частности, начальник генерального штаба сил обороны Союза (Южная Африка, Union Defence Force, UDF) генерал Риневельд, предполагали: основная угроза для морских торговых путей вокруг побережья Южной Африки будет исходить от японских и итальянских подводных лодок, действующих в Индийском океане.

Генерал сэр Гесперус Андриас ван Риневельд

Военные действия со стороны Германии рассматривалась, но считались маловероятными. Из-за огромных расстояний от Бискайского залива, где базировались немецкие субмарины, до Индийского океана.

Вероятной угрозой для Южной Африки в 1940 году были итальянские подводные лодки, которые базировались в Красном море в порту Массава, всего в 3 800 милях от стратегического порта Дурбан.

Итальянские корабли Флотилии Красного Моря в Массаве (Эритрея). Весна 1940 года

Британская разведка считала, если итальянские подводные лодки смогут использовать портовый город Кисмаю в Сомали в качестве оперативной базы, то судоходство вплоть до Кейптауна может оказаться под прямой угрозой срыва. Однако этого не произошло из-за успешной кампании союзников в Восточной Африке, которая к 1941 году устранила итальянскую военно-морскую угрозу в Красном море и Индийском океане.

В конце декабря 1941 года начальник штаба руководства морскими операциями Seekriegsleitung (SKL) вице-адмирал Курт Фрике встретился с японским военно-морским атташе в Берлине Наокуни Номура, чтобы обсудить совместные японские и немецкие действия по всему миру.

Курт Фрике

В марте 1942 года Фрике и Номура встретились опять. На этот раз обсуждалось стратегическое значение Индийского океана и проходящих морских торговых путей через него.

8 апреля Номура принял предложение Фрике начать наступление японских подводных лодок в Индийском океане. Впоследствии японский флот выделит от четырех до пяти подводных лодок и два вспомогательных крейсера для наступательных операций в Индийском океане между Аденским заливом и мысом Доброй Надежды.

В течение месяца (с 5 июня по 8 июля 1942 года) после начала операции «Броненосец» японским подводным лодкам удалось потопить 19 торговых судов у берегов Мозамбика (общим тоннажем 86 571 брт). Самая южная атака произошла всего в 95 милях к северо-востоку от Дурбана, когда 6 июля 1942 года I-18 торпедировала и потопила британский торговый корабль «Мандра».


Убедив японцев начать подводное наступление в Индийском океане к середине 1942 года с акцентом на операции вокруг Сейшельских островов, Цейлона (Шри-Ланка) и Мадагаскара, Дениц фактически создал отвлекающий эффект, на который он надеялся.

Внимание противников Германии теперь было разделено между кампаниями в Северной Африке, вторжением на Мадагаскар и защитой судоходства у берегов Западной Африки и Америки. Из-за растущей японской угрозы у восточного побережья страны в течение 1942 года ван Риневельд и его штаб были вынуждены готовиться к любой возможности, даже к полномасштабному японскому вторжению.

Таким образом, все внимание было направлено на восточное побережье Южной Африки.

Продолжение следует...
Автор:
Петров Сергей (bubalik)
Использованы фотографии:
https://vk.com/@123602292-italyanskii-flot-v-krasnom-more-ch... https://maritimesa.org/grade-10/the-history-of-cape-town-har... https://en.m.wikipedia.org/wiki/Kurt_Fricke https://www.wrecksite.eu/wreck.aspx?58515 https://ru.qaz.wiki/wiki/Pierre_van_Ryneveld https://uboat.net

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Подводная война у берегов Южной Африки