Племя Матсес — правдолюбцы, воины и ботаники с Амазонки

Это удивительный народ с удивительным языком, непокорным нравом и обширными знаниями. И , наверное, очень мудрый - даже социальное деление у них основано не на богатстве, происхождении или профессии, а на личностн...

Это удивительный народ с удивительным языком, непокорным нравом и обширными знаниями. И , наверное, очень мудрый - даже социальное деление у них основано не на богатстве, происхождении или профессии, а на личностных психологических характеристиках, а язык не дает возможности соврать и заставляет сомневаться во всем.

Племя Матсес - правдолюбцы, воины и ботаники с Амазонки

Совсем недавно, в 2017 году, по инициативе старейшин племени Матсес была подготовлена и издана энциклопедия лекарственных растений Амазонии. Это двухтомник, в котором более 800 статей на 1044 страницах. По сути это квинтэссенция знаний племени, которые издавна считаются лучшими "ботаниками" Амазонки. Там не только растения, но и рецепты лекарств, описания болезней и как их лечить.

Правда воспользоваться ею посторонним практически невозможно. Труд специально создан на языке народа Матсес , все названия растений и болезней тоже и специально не указаны научные названия растений , заболеваний и прочего. А в конце первого тома есть интересная фраза: " Эта книга не для тех, кто не является матсес. Не позволяйте некоренным видеть ее".

Вот такой вот национализм. Ну Матсес вообще удивительный народ. Иногда их еще называют люди-ягуары.

Немного географии и истории

Племя Матсес, иногда их называют еще Майоруна, проживает в бассейне Амазонки на границе Бразилии и Перу. Их около 3000 человек. Кстати, для амазонских племен это многочисленный народ. Большинство местных народов и до 1000 не дотягивают, а матсес удалось сохранить свою численность, даже несмотря на войны.

А они воевали и воевали много и почти всегда. Достаточно сказать, что до 1969 года они воевали и с Перу и с Бразилией, не пуская на свою землю никаких пришельцев извне и при этом не прекращали войн с другими местными племенами. Только с основанием в том регионе католической миссии удалось достигнуть определенного мира. А ведь военные меры никакого результата не давали. Кстати, именно тогда, католическими миссионерами, была создана письменность для матсес.

Однако большая часть этого народа до сих пор относится к "неконтактным", то есть никак не общается с чужаками и не желает этого делать. Благо география позволяет, а соваться на свои земли всяких сборщиков каучука, какао и прочих вкусностей они давно отучили.

Однако войны для них были не просто развлечением или патриотизмом. Была и практическая цель - главной добычей считались женщины. Более 20% женского населения матсес чужеземки. И, надо сказать, никакому угнетению и насилию они не подвергались, а тут же получали равные с местными права. А к женщинам у них всегда было очень уважительное отношение, даже предусмотрены наказания для тех кто проявил неуважение к женщине (неважно местной или чужой). Может именно такая стратегия и позволила им сохранить численность.

А их социальная структура, мягко говоря, удивляет.

Люди-ягуары

Или люди-кошки. Так их прозвали соседние племена.

Племя Матсес - правдолюбцы, воины и ботаники с Амазонки

Конечно, в основном это прозвище связано с украшением в виде усов ягуара (интересно, что в основном у женщин), но не только.

Матсес делятся на две фратрии - Тсасибо и Макумбо. В Тсасибо входят люди, которые олицетворяют животных, которые живут поодиночке и являются свирепыми и хищными, А Макумбо это миролюбивые люди олицетворяющие животных питающихся растительной пищей и ведущих стадный образ жизни.

Это не просто символика. Каждая фратрия имеет свой набор профессиональной деятельности. Макумбо это земледельцы и собиратели, а Тсасибо охотники и воины. Более того, считается, что не в свое дело лучше не лезть. Так, например, индейцы убеждены, что если гусениц-вредителей с побегов маиса будут собирать не мужчины-макумбо, а мужчины-тсасибо, то эти гусеницы только разозлятся, еще больше размножатся и полностью уничтожат будущий урожай.

Зато на мужчин-тсасибо не нападают ягуары (боятся наверное) и соответственно охота им лучше удается. То есть с гусеницами тсасибо не справиться, а вот с ягуарами и прочими хищниками всегда пожалуйста.

Такая вот практическая психология в действии, причем поставленная в социальную основу общества. При этом надо добавить, что фратрии эти не закрытые, не потомственные. Во первых браки всегда заключаются между фратриями, а во вторых , несмотря на то , что ребенок всегда носит татуировки фракции отца, но по взрослению он может выбирать исходя из своего характера. А если его мать имела отношения с мужчинами из обоих фракций (у них довольно вольные нравы), то и ребенок мог носить татуировки обоих фратрий. И конечно же обе фратрии абсолютно равноправны.

Думается, что это мудро - определять род занятий из личностных характеристик и особенностей. Тем более, что соврать и примазаться к какой-либо фратрии не получится. Язык не позволит и не только врать не позволит. Ни в одном исследовании о Матсес нет ни слова о каких-либо жрецах, шаманах и вообще об их религиозных взглядах.

Правдолюбие от природы

Язык у них такой. Нет, он не уникален и относится к пано-таканской языковой семье, хотя и занимает промежуточное положение между группой пано и таканской группой, он удивителен другой своей особенностью.

Племя Матсес - правдолюбцы, воины и ботаники с Амазонки

На языке матсес любое утверждение надо доказывать сейчас и здесь, потому они всегда осторожны в высказываниях и, более того, все грамматические формы устроены именно так. Ну, например, если индейца матсес спросить сколько у него початков кукурузы, то если у него нет их прямо на руках, то он ответит что-то вроде - когда я последний раз заглядывал в корзину их было 5. И у него нет возможности ответить по другому, отсутствуют формы, которые позволяют говорить об отсутствующих на данный момент предметах и явлениях с полной достоверностью.

Но с другой стороны и ложность чего либо тоже нельзя достоверно утверждать. Лингвист Дэвид Флек, который написал диссертацию по грамматике языка матсес, сообщает, что в этом языке нет способа сообщить, что какая то информация является мифом, слухом или домыслом. Индейцы передают это либо как цитату, либо как что-то, что произошло в прошлом, но не имеет подтверждения на сегодня.

То есть, возможно было, а возможно и нет, потому что ни то ни другое сейчас доказать невозможно. Такой доведенный до предела агностицизм. Ну и какие жрецы или шаманы при таком языке и мышлении. Представьте себе, например, священника -миссионера рассказывающего о распятии Христа. Нет, матсес не скажут, что он врет. Они скажут что-то типа - ну да, может было, а может и нет, какие ваши доказательства здесь и сейчас. И это будет относится к любым религиям и мифам. Просто верить они не умеют. Язык (а значит и тип мышления) не позволяет.

Вот такие вот правдолюбцы и агностики от природы. Кстати, эта их особенность позволяет полностью доверять той самой энциклопедии лекарственных трав. Она ведь на языке матсес.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Племя Матсес — правдолюбцы, воины и ботаники с Амазонки