Около двух веков не прекращаются споры вокруг мистической Долины смерти в Якутии. Существуют ли на самом деле вилюйские «котлы», о фактах, легендах и экспедициях — в материале News.Ykt.Ru.
История. Первые упоминания
1794 год
Впервые про «котлы» было упомянуто в рапорте сержанта Оленской воинской команды Степана Попова, посетившего летом 1794 года верхнее течение реки Вилюй и достигшего бассейна реки Хатанга с целью «топографического описания и приискивания редкостей».
В «поденных» записях он пишет, что этот «котел» видел еще в молодые годы тунгусский старшина Оленского округа Шологонского роду Асхар Чулькулин. По словам последнего, на берегу Вилюя у речки Могды лежит обычный чугунный котел, троеножный с ушками, «в который не более поместиться может ведро воды и нога говядины скотинной...».
Якобы в тех местах в древние времена были построены русскими промышленными людьми зимовья, и будто бы котел ими оставлен. Легендарный котел, увеличенный фантазией кочевников до огромных размеров, оказался обычной посудиной для приготовления пищи.
Тунгусы ХVIII века совершали культовые обряды поклонения большому котлу, тогда как малый котел емкостью в одно ведро могли использовать по назначению. Такие котлы привозились русскими промышленными людьми в ХVII веке и обменивались на пушнину, ценились очень дорого и даже служили предметом конфликта за обладание ими. Поиски загадочного «котла» пытались совершить несколько раз, но каждый раз неудачно.
Историю якутской Долины смерти досконально изучил исследователь из Красноярска, сталкер Сергей Роствцев (далее изложены отрывки из его исследований).В своих материалах он ставит под сомнение рапорт Попова: «Ложные выводы, сделанные сержантом Поповым о якобы оставленном русскими промышленниками котле для приготовления пищи, не могут являться доказательством отсутствия большого ритуального котла журумжальцев (тунгусов) с его странной природой. Согласно рапорту Попова, экспедиция не достигла назначенного места, а описание вроде как того же котла было получено от старшины Чулькулина, который по молодости бывал в тех краях и видел чугунный котел, к которому местные жители в знак почтения приносили дары.
Что это могло означать в действительности? Возможно, в среде тунгусов в то время был широко развит культ поклонения необычным котлам, встречавшимся на территории вилюйской тайги».
1854 год
Географ Ричард Маак, побывавший в этих краях в 1854 году, в своем очерке «Вилюйский округ Якутской области (1877-1886 гг.)» пишет: «В Сунтаре мне рассказывали, что около вершины Вилюя, в лесу, недалеко от берега речки, впадающей в Вилюй, под названием Алгый тимирнить, находится гигантский котел из меди. Величина его неизвестна, так как над землей виден только край, хотя рассказывают, что в нем находятся целые деревья». Маак предположил, что его диаметр около десяти метров.
1933 год
В архиве Национальной библиотеки Якутии сохранилось письмо некоего М.П. Корецкого из Владивостока.
В этом письме он рассказывает следующее:
Сам Корецкий все же считал, что это сделал человек: котлы хоть и прочные, но не беспредельно. В своем письме он подчеркивает: «В 1933 году якут-проводник говорил, что 5-10 лет тому назад он обнаружил несколько котлов-шаров (они были абсолютно круглые), которые высоко (выше человека) выступали из земли. Они выглядели как новенькие. А позже охотник уже видел их расколотыми и разбросанными».
Корецкий также отметил, побывав у одного «котла» дважды, что тот за несколько прошедших лет заметно погрузился в землю, очевидно, от веса. Выходит, эти объекты появились в Долине смерти не так давно. Но тогда каким образом еще в 1854 году о них писал Маак? А 79 лет, мне кажется, — это не тот возраст для изделия (из чего бы оно ни было сделано), чтобы назвать его «новеньким», особенно если оно теряет первозданный вид всего за 5-10 лет.
Легенды
Сохранилось немало легенд о том, что в Долине смерти находятся странные сооружения.
Вот свидетельство охотника, блуждавшего в засушливый период по тайге. Пытаясь добыть лед из булгунняха — ледовой линзы, обычно прикрытой сверху землей, — он начал копать, но под тонким слоем почвы обнаружил не лед, а красноватую металлическую поверхность очень большого, уходящего в мерзлоту купола. Охотник испугался и постарался поскорее покинуть это место.
Другой подобный случай: обнаружился край купола сантиметров в десять толщиной; на этот раз охотник тоже не стал копать дальше. По его словам, булгуннях был с метр высотой и около 5-6 м в диаметре.
Здесь же проходил древний эвенский кочевой путь — от Бодайбо до Анныбара и далее до побережья Ледовитого океана. Вплоть до 1936 года на нем торговал бывший купец, некто Савинов. Между тем жители постепенно покидали эти места. Наконец старик Савинов и его внучка Зина тоже решили переехать в Сюльдюкар.
Где-то в районе междуречья Хэлдьюз («железного дома») дед привел ее к небольшой, слегка приплюснутой красноватой «арке», где за винтообразным проходом оказалось много металлических комнат. Там они и заночевали.
Как уверял дед, даже в самые сильные морозы в них тепло, словно летом. Что с ним стало потом — неизвестно, но, видимо, ничего страшного, раз история об этом умалчивает, однако о металлических комнатах припоминали и другие старожилы еще в послевоенные годы.
Пользоваться подобным «благом» решались только самые отчаянные смельчаки, поскольку несколько ночевок в «комнатах» неминуемо приводили к сильной болезни и скорой смерти.
Также уфологам довелось познакомиться со старым охотником-эвенком, предки которого кочевали по этим местам не одну сотню лет. Кое-что он слышал и о взрывах: будто сначала из-под земли вырывается до самого неба огненный столб вместе с облаками пыли, затем пыль сгущается в плотную тучу, сквозь которую виден только ослепительный огненный шар. Это сопровождается ужасным гулом и пронзительным свистом, и после нескольких громов подряд следует ослепительная вспышка, буквально испепеляющая все вокруг, раздается оглушительный взрыв, и в радиусе более 100 км валятся деревья, рушатся и трескаются скалы. Потом становится очень темно и холодно, так что гаснут даже пожары, а обугленные ветки покрываются инеем.
По этому поводу существуют две якутские легенды. По одной из них, этот огонь, напоминающий по своей разрушительной силе действие ядерных ракет, извергает демон Уот Усуму Тонг Дуурай (преступный пришелец, продырявивший Землю, укрывшийся в дыре и уничтожающий все вокруг).
По второй, взятой из якутского эпоса Олонхо, именно в этом месте один раз в сто лет происходит битва демонов нижнего мира с небесными богатырями, напоминающая картину атомных взрывов.
Есть еще один странный случай встречи с необъяснимым: в октябре 2000 года старожил города Мирного, геолог с 50-летним стажем, опытный охотник Василий Трофимов стал свидетелем странного явления, напугавшего его до полусмерти.
Заночевав в зимовье в 80 километрах от Олгуйдаха в сторону Моркоки, он проснулся, когда из избушки внезапно сбежала его лайка, вышел наружу и увидел в темноте, как что-то или кто-то перемещается по верхушкам деревьев. Сами деревья не прогибались, но с них полностью «скашивался» иней.
Шагающего таким образом объекта не было видно, но он, приблизившись к зимовью, перекрыл небо так, что исчезли звезды. Утром Василий Куприянович обнаружил чистую от снега полосу по всему лесу, «покуда хватало глаз».