Арктика становится ареной противостояния не только США и России

Беспардонный демарш эсминца ВМС США USS John S. McCain, совершившего в акватории залива Петра Великого нарушение государственной границы нашей страны, был воспринят в России с вполне уместными в данном случае...


Беспардонный демарш эсминца ВМС США USS John S. McCain, совершившего в акватории залива Петра Великого нарушение государственной границы нашей страны, был воспринят в России с вполне уместными в данном случае озабоченностью и негодованием. Уж больно похожа эта выходка американских «морских волков» на откровенную попытку проверить на прочность наши рубежи, и, в первую очередь – надежность охраны Северного морского пути. Тем временем в самих Соединенных Штатах представители определенных кругов выражают озабоченность по совершенно другому, можно сказать, диаметрально противоположному поводу.

Там обеспокоены как раз возможной перспективой сворачивания милитаристской активности США в Арктическом регионе, которая якобы может произойти из-за прихода к власти Джо Байдена. Какой из двух взаимоисключающих сценариев представляется более вероятным, и почему России, если она хочет сохранить в этих крайне перспективных краях главенствующее положение, не стоит «расслабляться» в любом случае? Давайте попробуем разобраться.

Трамп: полярный «прорыв» или подрыв безопасности?


Весьма показательно в этом плане опубликованное американским изданием National Interest выступление Ника Солхейма, считающегося неплохим специалистом в вопросах Крайнего Севера. Во всяком случае, он является основателем такой организации, как «Институт арктической безопасности им. Генри Уоллеса», и его вряд ли можно считать профаном в вопросах, о которых берется судить. Так вот, мистер Солхейм весьма обеспокоен тем, что череда «блестящих действий» Дональда Трампа на арктическом направлении может быть прервана после его ухода из Белого дома. А в связи с водворением там представителя Демократической партии, все достижения предшественника, как опасается эксперт, могут быть сведены на нет. О каких, собственно, успехах идет речь в данном контексте? Солхейм уверяет, что «за каких-то четыре года Трамп сделал для укрепления позиций США в Арктике больше, чем кто-либо из президентов со времен окончания Второй мировой».

В виду имеется, как несложно догадаться, в первую очередь военный аспект, а ни в коем случае не вопросы научных исследований или даже экономического освоения региона. И вправду, переизбранный ныне глава государства определенные шаги в этом направлении сделал и пытался осуществить кое-что еще. Так, именно Трамп заявил о постройке в течении ближайшего десятилетия, как минимум, шести новых ледокольных кораблей для береговой охраны США. Он же, помнится, вел разговоры и о более масштабном обновлении американского ледокольного флота, за последние десятилетия, надо признать, пришедшего в довольно убогое состояние. Также значительным было и присутствие вооруженных сил США во время многочисленных маневров, проводившихся, в основном в «преддверии» Арктики совместно с союзниками по НАТО – Канадой, Норвегией, Данией и «примкнувшей к ним» Швецией.

Не менее оживленной была при Трампе и деятельность Вашингтона на «гренландском направлении». Упорные слухи относительно того, что президент-бизнесмен, привыкший решать все важные вопросы путем выписывания чека с большим количеством нолей, предлагал Дании, в чьей юрисдикции находится остров, попросту купить его, голословными утверждениями не являются однозначно. Сделка не состоялась, однако американцы возобновили в гренландском Нууке деятельность собственного консульства и осуществили значительные вложения в тамошнюю экономику – явно не с благотворительными целями. Активизировалась и «дружба» США с Исландией, являющейся членом Североатлантического альянса, но собственной армии не имеющей. Зато расположенной в очень привлекательных для Вашингтона широтах...

Впрочем, говорить о том, что все перечисленное выше позволило Соединенным Штатам «переломить ситуацию» в арктическом регионе и на его границах или хотя бы существенно изменить баланс сил в свою пользу, было бы совершенно некорректно. Аналитики Пентагона (в частности, генерал ВВС Терренс Дж. О’Шонесси) еще весной нынешнего года заявляли о том, что Арктика больше не может считаться «крепостной стеной», защищающей Запад от «поползновений коварных русских». Они говорили об острой необходимости форсированого наращивания американского потенциала – как военного, так и логистического для «предотвращения экспансии, которую успешно ведут в этом регионе Москва и Пекин». Примерно такой же точки зрения придерживаются и их коллеги из других стран Североатлантического Альянса, считающие положение России в Арктике доминирующим.

Арена противостояния не только США и России


Специалисты оборонного ведомства Норвегии в своих оценках менее пафосны, зато более точны и конкретны. Так, во время недавно проводившейся видеоконференции по вопросам безопасности государственный секретарь тамошнего министерства обороны Туне Скуген прямо заявила, что «действия России в арктических широтах бросают прямой вызов для всего НАТО». По мнению норвежских военных, военные возможности нашей страны в регионе таковы, что при желании она запросто может «прекратить трансатлантическую связь», а также, что еще более неприятно, «заблокировать возможности США по отправке военных подкреплений в Европу». Более того, как признала Скуген, в ходе тех же проводившихся не так давно учений «Океанский Щит», «русские убедительно продемонстрировали собственную возможность при необходимости изолировать вообще весь Скандинавский полуостров».

В общем, как считают в Норвегии, «надежное сдерживание и крепкая оборона стран – членов НАТО», конечно же «являются гарантиями мира в Арктике», но в случае чего шансов против русских у Альянса нет. Надо сказать, что в последнее время повышенную активность на данном направлении проявляют далеко не только американцы, канадцы или, скажем, скандинавы. Этих еще можно в какой-то мере понять. Но вот при чем тут немцы? Как бы то ни было, а, оказывается, еще в 2019 году свет увидел официальный документ, подготовленный правительством Германии и носящий название «Направления немецкой политики в Арктике». И пусть никого не обманывает тот факт, что на многих страницах этой весьма объемной программы речь идет о «защите экологии», «охране природы» и научных исследованиях... За всем этим следует предельно откровенное признание Берлина в том, что он намерен «взять на себя ответственность за арктическое пространство». Вот этого еще только не хватало!

Когда подобные заявления звучат от немецких политиков, где-то неподалеку уже просматриваются генералы Бундесвера. И точно, министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр в последнее время демонстрирует «арктическую озабоченность», выраженную слишком ярко, чтобы таковую можно было считать ее личной инициативой. Глава немецкого оборонного ведомства по имеющейся информации в свое время затевала целое турне по скандинавским странам с целью сколачивания более тесного антироссийского «полярного альянса» с участием Дании, Швеции, Норвегии и прочих «заинтересованных» стран, однако все дело испортила пандемия коронавируса. Воинствующей дамочке пришлось ограничиться онлайн-конференциями и публикациями в скандинавской прессе. Во всех случаях (в частности, во время видеоконференций с Объединенным центром военных действий НАТО в норвежском Ставангере) Крамп-Карренбауэр «продвигала» одну и ту же идею: «Давайте дружить против русских!» Кстати говоря, упомянутым центром в течении примерно года руководит как раз контр-адмирал ВМС Германии Ян Кристиан Каак, да и прочих его соотечестве6нников там насчитывается немало. Весьма активен Бундесвер и в любых учениях, проводящихся в полярных широтах либо в непосредственной близости от них. Будь то Cold Response 2020 на севере Норвегии или Dynamic Mongoose 2020, развернувшиеся у исландских берегов – немцы присутствуют везде. Но виновата в «милитаризации Арктики» и «нагнетании обстановки» вокруг этого региона, конечно же, Россия. И она скоро захватит его окончательно – уж вы не сомневайтесь!

Во всяком случае, упоминавшийся мной в самом начале нашего разговора Ник Солхейм пугает читателей National Interest именно такими перспективами. Он уверен – во все времена, когда у власти в Соединенных Штатах находились представители Демократической партии, тема Арктики была, что называется «в загоне». Выходцы из этой политсилы «предпочитали бесконечно решать ближневосточные дела», вместо того, чтобы позаботиться об укреплении «бастионов Севера». США не сумели даже воспользоваться доставшимся им в 2014 году председательством в Арктическом Совете, по мнению Солхейма окончательно «оказавшись не у дел» в этом регионе. В конечном итоге, как предрекает эксперт, «Арктику получит тот, кто первым пошевелится». И, уж конечно, это будут русские. Самое замечательно в этих рассуждениях – это как раз сентенции о том, что наша страна собирается «захватывать» или «присваивать» Крайний Север. То, что данный регион является, вне всяких сомнений, исконными русскими землями принципиально не признается ни американцами, ни их союзниками по НАТО. Отсюда и все беспредметные, по сути разговоры о «свободном судоходстве», «равных правах на освоение» и тому подобных вещах.

Есть, впрочем, у Запада, последняя надежда. В свое время, опять-таки, при Дональде Трампе, Вашингтон предельно резко отреагировал на, как там сформулировали, «необоснованные претензии Китая на статус приарктической державы». Теперь же многие западные лидеры уповают на то, что именно эти самые «претензии» заставят Москву искать сближения с ними – «чтобы блокировать устремления чрезмерно напористого Пекина». По оценкам некоторых тамошних аналитиков, китайцы смогут составить нам конкуренцию за Полярным кругом уже в 2030-2040 году. Представители «мирового сообщества» свято верят в то, что Москва «не потерпит значительного усиления присутствия Поднебесной в регионе» и будет противостоять попыткам «превращения Северного морского пути в Полярный Шелковый путь». Они очень рассчитывают на то, что Арктика станет, наконец «яблоком раздора», на котором закончится сотрудничество двух держав, чьего союза на Западе опасаются едва ли не больше всего на свете. Как ни парадоксально, но там готовы скорее видеть Арктику русской территорией, а не ареной сотрудничества Москвы и Пекина. Очевидно, в силу того, что как раз в таком варианте нашим западным «друзьям» там точно будет нечего «ловить».

Let's block ads! (Why?)

 

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Арктика становится ареной противостояния не только США и России