Как Чехов допрыгался в «Попрыгунье»: почему Левитан хотел вызвать писателя на дуэль

В 1892 году Чехов опубликовал рассказ «Попрыгунья», который едва не стал причиной дуэли. Оскорбленным сюжетом и сходством себя посчитал не кто иной, как художник Исаак Левитан. Скороспелые картины и рассказы по ш...

В 1892 году Чехов опубликовал рассказ «Попрыгунья», который едва не стал причиной дуэли. Оскорбленным сюжетом и сходством себя посчитал не кто иной, как художник Исаак Левитан.

Скороспелые картины и рассказы по штуке в день

Чехов и Левитан дружили очень давно — со времен переезда первого в Москву. Брат Чехова Николай перебрался в город из уездного Таганрога на пару лет раньше: он, будучи художником, имел обширные знакомства в творческой среде и познакомил Антона с Левитаном. Молодых людей связала крепкая дружба и любовь к приключениям: однажды они купили у лавочника апельсинов и стали продавать их в метре от лавочки в два раза дешевле, за что едва не угодили в полицию.

Два классика: Чехов и Левитан

Лето друзья проводили на даче, устраивая совместные спектакли и всячески подшучивая друг над другом. На дверь флигеля Левитана вешали объявление, что он продает «скороспелые» картины, а тот в ответ подшучивал, что и Чехов готов выдавать рассказов по штуке в день. Сохранилась небольшая часть их уморительной переписки.

Глисты в сердце

Здесь же завязались романтические отношения между Марией Чеховой, сестрой Антона Павловича, и художником. В первый и последний в жизни раз Левитан сделал предложение. Маша, посовещавшись с братом, решила художнику отказать. Возможно, причиной ее отказа стала уверенность Чехова, что Левитан слишком непостоянен и не сможет хранить верность. В шутку Чехов, объясняя ветреность Левитана, даже поставил другу диагноз «глисты в сердце», которые лечатся женщинами бальзаковского возраста и неподвластны юной Маше. Художник о роли друга в этой истории наверняка догадывался.

Попрыгунья

С диагнозом доктор угадал: через короткое время художник завел роман с замужней женщиной на 10 лет старше его — Софьей Кувшинниковой. Под предлогом уроков живописи влюбленные проводили время вместе и ездили на пленэр на Волгу. Муж Софьи был коллегой Чехова — полицейским врачом и на роман предпочитал закрывать глаза. Чехов же промолчать не смог: в рассказе «Попрыгунья» он изобразил молодую девушку, которая, имея романтические отношения с художником и восторгаясь поэтами и творческой богемой, совершенно не замечает своего мужа — одаренного врача.

Любовники и разоблачитель

Рассказ, конечно, утрирует сложившуюся историю, но лишь в том смысле, что Кувшинникова вовсе не была такой легкомысленной, как героиня Ольга Ивановна. Ее литературный и художественный салон, просуществовавший в Москве около 10 лет, очень ценили и сам Чехов, и Репин, и прочие современники. Ольга Книппер-Чехова отзывалась о Софье как об оригинальной, талантливой и изящной. Кувшинниковы были в хороших отношениях со всем чеховским семейством.

Скульптура «Дачница» на набережной города Плёса, прообразом для которой стала Кувшинникова

Рассказ прогремел как гром среди ясного неба. Пораженный сходством Левитан не только собирался стреляться с автором, но и бросил Кувшинникову. Чехов пытался оправдаться, еще больше задевая Софью, написав, что странно было 42-летней женщине узнать себя в 20-летней героине. О рассказе, однако, говорила вся Москва, не ставя под сомнение состав его участников.

Через три года Чехов и Левитан все же помирились, а вот с бывшей возлюбленной художник больше ни разу не встречался.


Источник: https://travelask.ru/blog/posts/25394-glisty-v-serdtse-poche...

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как Чехов допрыгался в «Попрыгунье»: почему Левитан хотел вызвать писателя на дуэль