Почему нынешнее обострение в Карабахе отличается большими потерями обеих сторон

Очередное обострение давнего конфликта между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе продолжается уже почти месяц. При этом боевые действия отличаются необычайным кровопролитием: по данным российского ...

alt

Очередное обострение давнего конфликта между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе продолжается уже почти месяц. При этом боевые действия отличаются необычайным кровопролитием: по данным российского президента Путина, за какие-то четыре недели с обеих сторон погибло почти пять тысяч человек. Чем же объясняется такое количество потерь?

Прежде всего, следует оговориться, что на войне принято завышать потери противника и занижать свои в целях поднятия боевого духа. Ничего удивительного, что в Баку или Ереване с цифрами Кремля едва ли согласятся. Но в данном вопросе Россия является подчеркнуто нейтральной стороной, поэтому данные отечественной разведки и контрразведки, которыми очевидно оперирует президент Путин, заслуживают большего доверия, чем армянская и азербайджанская пропаганда.

За неполный месяц потерять безвозвратно по две с лишним тысячи военнослужащих – это очень много. Для сравнения, по время афганской войны в среднем СССР терял по 125 воинов-интернационалистов в месяц. В ходе конфликта в Приднестровье в 1992 году молдавская армия потеряла 286 убитыми и 284 ранеными, а Тирасполь – 826 человек, из которых 310 были мирными жителями. Сербы потеряли в Косово в 1998-1999 годах 1002 человека, причем в основном от рук албанских боевиков, а не бомбежек авиации НАТО. Если вернуться к истории конфликта в самом Нагорном Карабахе, то за 1992 год Ереван потерял 2500 человек, Баку – 3300, в 1994 году – 2000 и 4000, соответственно. А в 2020 году всего за месяц выходят сопоставимые цифры. Кого же за это надо «благодарить»?

Во-первых, следует учитывать высокий уровень мотивации и ожесточения обеих сторон. Сейчас происходит очередной рецидив застарелого межэтнического конфликта. Воевать можно по-разному, и неприемлемый ущерб противнику возможно нанести разными способами. Можно уничтожать преимущественно боевую технику, военно-промышленные объекты, экономическую инфраструктуру с тем, чтобы принудить его сесть за стол переговоров и добиться некоего политического результата. Разумеется, никаких иллюзий по этому поводу быть не должно, потери среди военнослужащих и мирного населения, попавшего под раздачу, будут и в этом случае. А можно бить по его живой силе, руководствуясь принципом «кровь за кровь». Создается впечатление, что армяне и азербайджанцы сейчас именно этим и занимаются.

Во-вторых, большая доля ответственности за происходящее лежит на внешних спонсорах, «науськивающих» Баку на продолжение войны до победного конца, которого не может быть в принципе. Речь прежде всего идет о Турции, которая накачивает Азербайджан оружием и снабжает своими военными советниками, которые очевидно участвуют в разработке стратегии, а также об Израиле, который поставляет Баку самые современные виды тяжелых вооружений. Нетрудно догадаться, что Тель-Авив заинтересован в том, чтобы столкнуть между собой Турцию и Россию, а также, возможно, Иран.

Самое прискорбное в этом то, что полностью вернуть контроль над Нагорным Карабахом президенту Алиеву никто не позволит. Мировому сообществу второй геноцид армян не нужен, если азербайджанская армия зайдет слишком далеко во всех смыслах, ее остановят. Не нужна победа Алиева и его «другу» Реджепу Эрдогану. Напротив, Анкара крайне заинтересована в том, чтобы конфликт в Закавказье был вечным, чтобы легализовать там военное присутствие Турции. Недавно «султан» прямо заявил:

Турция, как и Россия, имеет право находиться тут ради установления мира. Вы знаете, что Турция так же является частью Минской Группы ОБСЕ, однако тройка (сопредседатели – Россия, Франция, США) не смогли найти решения. Азербайджан справедливо говорит: Если Армения предлагает Россию, тогда мы предлагаем Турцию.

На практике «установление мира» выльется в строительство в Азербайджане турецкой военной базы, а то и не одной. Вполне возможно, что в планах президент Эрдогана выйти на богатый углеводородами Каспий. Собственно говоря, вот за это, а не восстановление территориальной целостности, и погибло уже более двух тысяч азербайджанских военных. А сколько их еще погибнет?

Let's block ads! (Why?)

 

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Почему нынешнее обострение в Карабахе отличается большими потерями обеих сторон