Весьма забавно, когда прогресс ушел вперед, а в языке, в визуальной культуре остались артефакты прошлого. И рассказ мой будет про синьку, вот она на фото:
Будучи ребенком я рисовал свои каракули на листках бумаги, которые были белыми с одной стороны и кремовыми с другой. Мой дед, конструктор, почему-то называл их синькой, хотя синего цвета на них не было вообще. И таких листков бумаги было дома много - на некоторых были чертежи, на некоторых текст напечатанный на пишущей машинке.
Окунемся в историю. Представим инженера, который проектирует некое здание - на большом листе плотной бумаги при помощи карандаша и линейки он строит подробный чертеж. Например вот такой:
Потратив кучу времени на проектирование инженер чертит финальный вариант, и становится понятно, что нужно несколько экземпляров чертежа. В городскую управу для утверждения проекта, несколько копий нужно строителям, копию нужно сдать в архив архитектурного бюро, да и заказчик хочет экземпляр - как без проекта на руках деньги под него искать?
Вплоть до 1870 года копии чертежа изготавливались вручную, например на кальке - ее просто накладывали поверх оригинала и обводили линии чертежа - процесс не сложный и занимались этим уже не сам инженер, а специальный человек. Но все равно, такие "копии" были дороги, что доставляло неудобства и ограничивало их количество. Вот пример такой копии на кальке, датируется 1920ми:
Приблизительно в 1870е в обиход входит процесс копирования чертежа при помощи цианотипии. На бумагу наносился светочувствительный состав (Цитрат железа(III)-аммония + красная кровяная соль) С оригинала так же вручную снимается копия-калька. Кальку накладывали на покрытую светочувствительным составом бумагу и засвечивали, например на солнце. Там, где калька просвечивала, светочувствительный состав разрушался образуя нерастворимую берлинскую лазурь. Там же, где на кальке была линия - светочувствительный состав оставался без изменений. После засветки бумагу промывали водой, смывая непрореагировавший состав и получали негативную копию чертежа, линии были белыми на синем фоне:
Процесс был изобретен Джоном Гершелем в 1842, но популярность начал набирать только после 1870х. В 1872 во Франции начали производить бумагу с уже нанесенным светочувствительным составом, а первая специализированная машина для циоанотипии появилась в США в 1875. В 1920х появились машины выполняющие все стадии процесса копирования (от начала до конца).
Копия чертежа стала дешевой, и они появились у всех работников на местах. Причем обыватель чаще видел именно синий чертеж в руках прораба, рабочего, инспектора, чем оригинал выполненный карандашом инженером в бюро. Из-за этого в северной америке именно такая копия чертежа стала прочно ассоциироваться с чертежом вообще, что нашло отражение в культуре. Как только хотелось придать "инженерности" и наукообразия - сразу добавляли синий чертеж, вот например Том и Джерри:
Даже сам термин Blueprint обозначает не только "синьку" - копию, но и вообще детальный план чего-либо. Хоть процесс уже не используется в документообороте, его крайняя простота и дешевизна привлекает использовать его в художественных целях, например для нанесения фотографии на футболку.
Но где-то начиная с 1930х процесс цианотипии стал терять популярность, вытесняемый процессом диазотипии. Принцип получения копии не изменился - по прежнему с оригинала чертежа делали кальку-копию, через которую засвечивали светочувствительную бумагу. Но вот светочувствительный состав поменялся. Во-первых он стал давать позитивный отпечаток (незасвеченные области темные, засвеченные - светлые). Во вторых проявка осуществлялась обработкой парами аммиака ("сухой" процесс), а не окунанием в ванну с жидкостью. Для чертежей это важно, так как от воды при цианотипии бумагу коробило, и размеры на копии могли непредсказуемо отличаться от оригинала. Вот пример документации, выполненной по этому техпроцессу
У нас на жаргоне такие копии по прежнему называли "синькой", а вот англоязычная публика обзавелась новым словом - Whiteprints. Опять таки на жаргоне оригинал чертежа на ватмане у нас назвали "белкой", копию на кальке - "калькой". В зависимости от состава партии, цветовая гамма копии могла отличаться. Это все копии полученные диазотипией:
Практически любое конструкторское бюро обладало своими мощностями по изготовлению копий чертежей, поэтому частенько пользовалось ими как мини-типографией. Если выпускалась серия из 100 устройств, проще было альбомы с документацией сделать в виде "синек", чем договариваться с типографией и печатать тираж.
На смену диазотипии пришел электрографический процесс, который видел любой, кто пользовался ксероксом. При таком процессе для изготовления копии уже не нужно делать копию-кальку, а можно непосредственно использовать оригинал чертежа. Так как распространенные аппараты назывались ЭРА-12РМ (или например ЭР-420Р), то и жаргон обзавелся словом, для обозначения процесса копирования на этом аппарате - "отЭРить". Ну а сейчас "отксерить", так как после развала СССР к нам хлынули копировальные аппараты Xerox. Говорят, в местах, где вместо копиров xerox были в ходу аппараты canon, вместо "ксерить" говорят "канонить", но за достоверность не ручаюсь.
Вот он, советский "ксерокс" ЭР-620К3: