Нефранцузские зуавы

В статье «Зуавы. Новые и необычные военные части Франции» было рассказано о боевых соединениях, появившихся во французской армии после завоевания Алжира. Необычная, экзотично выглядевшая форма, а потом и боевые...

В статье «Зуавы. Новые и необычные военные части Франции» было рассказано о боевых соединениях, появившихся во французской армии после завоевания Алжира. Необычная, экзотично выглядевшая форма, а потом и боевые подвиги зуавов, заработавших для себя репутацию храбрецов и головорезов, способствовали появлению подобных частей за пределами Франции. Перенимались форма, строевая и боевая подготовка. И сейчас мы поговорим о других зуавах (не французских) и посмотрим, был ли удачным опыт их копирования за рубежом.

Зуавы США


Нефранцузские зуавы

Американские зуавы, фотография 1863 года

Перенять французский опыт попытались и американцы. Инициатором создания зуавских частей стал некий Элмер Эллсворт, клерк патентного бюро из штата Иллинойс, который к армии и службе в ней не имел никакого отношения, но любил почитать на досуге книги и журналы военной тематики. Из них он и узнал о французских зуавах. Казалось бы, от интереса и желания до реального воплощения задуманного в жизнь – дистанция огромного размера, и никаких шансов стать отцом-основателем корпуса американских зуавов у Эллсворта нет и быть не может. Но у молодого человека был припасён туз в рукаве – близкое знакомство с Авраамом Линкольном, который ещё не был президентом, но уже получил большую известность в стране и как политик, и как юрист (один из самых авторитетных в Иллинойсе). Уже став президентом (в 1960 году), Линкольн назвал Эллсворта «самым великим маленьким человеком»: он имел в виду рост своего приятеля, 5 футов 6 дюймов (168 см). Кстати, самого Линкольна во время выборов в Сенат 1858 года (которые он проиграл) противники называли «большим молокососом» (а его низкорослого соперника – «маленьким гигантом).


Elmer Ellsworth, фотография из библиотеки Конгресса США


Abraham Lincoln, 1857 год

Вторым фактором успеха стало неспокойное время Гражданской войны в США, когда удача порой улыбалась и таким дилетантам и авантюристам. А уж немногочисленные кадровые военные и вовсе могли надеяться на фантастический карьерный рост. Так, никогда не командовавший ни одним военным соединением майор Ирвин Макдауэлл после начала Гражданской войны был сразу же повышен до бригадного генерала и назначен командующим Армией северо-восточной Вирджинии. Эта армия под его командованием проиграла первую крупную битву войны – при реке Булл-Ран.

Но вернёмся к Эллсворту.

В 1857 году (в возрасте 20 лет) он стал инструктором по строевой подготовке в Grey Rockford – милицейской части города Рокфорда (Иллинойс). В 1859 году отец обручённой с ним Кэрри Спаффорд потребовал от жениха дочери перестать валять дурака и найти более подходящую работу. Эллсворт переехал в город Спрингфилд, где поступил на службу в адвокатскую контору Линкольна.

В 1859 году, не без помощи Линкольна, 22-летний Эллсворт получил пост полковника Национальной гвардии в Чикаго. Звание было громким (в США такие всегда любили), но подчинённых у этого «ненастоящего» полковника было всего 50 человек. Зато появилась возможность нарядить их в мундиры a la zouave и муштровать по методикам, вычитанным во французском журнале: как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Консультантом Эллсворта стал бывший французский военный врач Шарль де Вилье, который служил в одном из зуавских полков во время Крымской войны.

Трудно сказать, чем бы всё это кончилось, если бы не имевший далеко идущие последствия инцидент с фортом Самтер.

Fort Sumter был построен после так называемой Второй войны за независимость (Англо-американская война 1812-1815 гг.) для защиты портового города Чарльстона (штат Южная Каролина). После победы в ноябре 1860 года на президентских выборах А. Линкольна семь южных штатов объявили о выходе из США (а в феврале 1861 года конституционный конгресс в Монтгомери провозгласил создание нового государства – Конфедеративных Штатов Америки, столицей которого стал город Ричмонд). Форт Самтер оказался на подконтрольной конфедератам территории, но 26 декабря федеральные войска взяли его под свой контроль. 26 апреля 1861 года южане начали операцию по захвату форта. Вояки с обеих сторон были ещё те: несмотря на 36-часовую артиллерийскую «дуэль», ни конфедератам, ни федералам убить так никого и не удалось.


Bombardment of Fort Sumter, 1861

Тем не менее, нервы у находившегося в форте майора Роберта Андерсона не выдержали, и 13 апреля он сдал форт. Так началась Гражданская война в США.

Новый президент Линкольн объявил нации, что страна нуждается в 75 тысячах добровольцев, а воодушевлённый Эллсворт направился в Нью-Йорк, где создал первый (уже настоящий, хотя бы по численности) полк американских зуавов, который, вообще-то, официально назывался 11-м нью-йоркским пехотным. Поскольку в него вошли главным образом сотрудники пожарной команды Нью-Йорка, большинство из которых были ещё и рыжеволосыми ирландцами, соединение получило неофициальное название «первые нью-йоркские огненные зуавы» (First New York Fire Zouaves). Другое, также неофициальное название этого полка – «Зуавы Эллсворта» (Ellsworth's Zouaves).


Don Troiani. «Огненный зуав»

В состав американской армии этот полк был включен 7 мая 1861 года, после чего его перевели в Вашингтон.


Полковник Элмер Эллсворт в 1861 году

Карьера «полковника» Эллсворта была яркой, но короткой, потому что, как оказалось, настоящая война слишком сильно отличается от «ролевых игр».

23 мая 1861 года в Виргинии состоялся референдум об отделении этого штата от США, и уже 24 числа нью-йоркские зуавы получили приказ захватить приграничный город Александрия. Эллсворт даже не успел поучаствовать ни в одном бою: молодой человек был убит неким Джеймсом Джексоном, с крыши гостиницы которого он сорвал флаг Конфедерации.


The Marshall House in Alexandria: гостиница, с крыши которой сорвал флаг Элмер Эллсворт

На этой гравюре 1861 года мы видим, как Джексон стреляет в Эллсворта, а «зуав» Фрэнсис Броунелл, в свою очередь, убивает Джексона (за это он был награждён орденом Почёта):


А так изображена эта сцена на почтовом конверте:


Francis Brownell. Фотография хранится в библиотеке Конгресса США:


Таким образом, 24-летний Элмер Эллсворт вошёл в историю как первый офицер армии Союза, погибший в Гражданской войне. Некоторые из его «зуавов» вышили на своих фесках надпись: «Отомстим за смерть Эллсворта!»


Elmer Ellsworth Monument, город Mechanicville, могила Эллсворта

В 2017 году здание Marshall House было приобретено транснациональной компанией Marriott International, которая перестроила его, открыв в нём отель «Монако»:


Hotel Monaco

Флаг, захваченный в этой гостинице, вначале хранился у Линкольна: по свидетельству современников, с ним часто играл его сын. После убийства президента флаг забрал Броунелл, вдова которого в 1894 году продала два фрагмента полотнища по цене 10 и 15 долларов. Оставшееся полотно также разделено две части, первая из которых хранится в Военном музее Нью-Йорка, вторая – в Национальном музее американской истории.

Судьба, возможно, была даже милостива к Эллсворту: ему не пришлось увидеть позор своих «зуавов» в сражении при реке Булл-Ран, которое состоялось 21 июля 1861 года.

Об участии в этой битве «огненных зуавов» полковник северян Хайнцельман доносил:

«При первом же залпе они расстроились в рядах, и большая часть из них бросилась бежать назад, время от времени стреляя через головы своих товарищей, стоявших впереди».

Во время своего бегства рекруты погибшего Эллсворта наткнулись на две роты 1-го Виргинского кавалерийского полка во главе с его командиром, подполковником Джэбом (Джеймсом) Стюартом (который, кстати, тоже был очень молод – всего 28 лет).


Таким мы видим Джэба Стюарта на картине американского художника Don Troiani: с французской саблей, на гнедом коне по кличке Виргиния

Стюарт знал, что в составе армии южан тоже есть зуавский батальон («Луизианские тигры», речь о которых впереди), и потому решил ободрить запаниковавших «соратников» – уверенно обратился к ним:

«Не бежать, парни, мы уже здесь!»

Парни остановились и приободрились, но совершенно напрасно: Стюарт уже увидел их флаг и дал кавалеристам сигнал к атаке.

Лейтенант Виргинского полка Уильям Блэкфорд вспоминал:

«Лошади на полном скаку врезались в их линии и разметали их, как солому».

Уже цитировавшийся полковник Хайнцельман сухо констатирует:

«Полк "зуавов" как полк уже более не показывался на поле сражения».

Подсчитано, что за 20 минут, проведённых на поле боя, «огненные зуавы» потеряли 177 человек: 2 офицера и 34 рядовых были убиты, 73 человека ранены, 68 – попали в плен или пропали без вести. Наибольший урон они понесли от атаки кавалеристов Стюарта.

2 июня 1862 года это соединение было расформировано.

Однако затем в армии северян было создано ещё более 70 добровольческих полков зуавов, но причина их формирования была уже вполне прозаичной: дело в том, что, испытывая недостаток военного обмундирования, правительство США закупило военную форму во Франции. И надо же такому было случиться – самые дешевые комплекты оказались зуавскими. Ну а раз новобранцам выдали форму зуавов, то почему им зуавами и не назваться?


5th New York Zouaves


Письмо с рисунками, написанное одним из зуавов полковника Раша Хокинса


Зуав Хокинса, 9-й пехотный полк волонтёров Нью-Йорка

Воевали эти новые зуавы не хуже прочих боевых частей северян.


Irish Zouaves, 1861 год, Hawkins' Zouaves, 1862 год, National Zouaves, 1862 год


Капрал-зуав с винтовкой «Шарпс» у земляного вала форта Федерал-Хилл, Балтимор

25 рот зуавов сформировали и конфедераты, и здесь была уже совсем другая история. Романтически настроенных молодых южан очень впечатлила пьеса «Кровавая драма Крымской войны», которую как раз в это время давала гастролировавшая по их штатам популярная театральная труппа. И они пошли по стопам несчастного Эллсворта и его «огненных зуавов».

Наибольшую известность в этой войне получил 1-й луизианский специальный батальон, военнослужащих которого называли «луизианскими тиграми» (иногда и «Тигриными винтовками» – tiger rifles).


Солдат батальона «Tiger Rifles»

Этот батальон, которым командовал Читем Робордо Уит, состоял из 5 рот и был сформирован по принципу Французского Иностранного легиона: солдаты набирались из иностранцев и уголовников разного рода. Так что зуавами они были лишь потому, что носили соответствующую форму, а правильнее было бы называть их легионерами. И опять-таки среди «луизианских тигров» было много ирландских эмигрантов.


«Луизианские тигры» на поле боя

Воевали «луизианские тигры» хорошо: в долине Шенандоа, в битвах при Форт-Ройал, Винчестере и Порт-Репаблик. Но и «отдыхали» неплохо: разоряли салуны, громили бордели. Мимо того, что, по их мнению, «плохо лежит», тоже, как правило, не проходили. Один из военнослужащих армии конфедератов вспоминал потом:

«Они были все ирландцы и все одеты в форму зуавов, и были известны как луизианские тигры, и они действительно были тиграми в человечьем обличье. Я действительно боялся их».


Один из «луизианских тигров»

Во время одного из таких «безобразий» в городке Монтгомери несколько «тигров» были даже расстреляны.

Этот батальон понёс большие потери во время Северовиргинской и Мэрилендской боевых кампаний, а во время сражения при Энтитеме был практически уничтожен. Но название осталось – оно было перенесено на луизианскую бригаду генерала Гарри Хайса.

Один батальон зуавов после окончания Гражданской войны вошёл в состав Национальной гвардии, исполняя главным образом церемониальные функции. Но в 1880 году форма национальных гвардейцев была унифицирована, вместе с ней из истории ушло и название.

Польские «зуавы смерти»


10 (22) января 1863 года в Польше началось очередное антироссийское восстание. 11 января было сформировано Временное Национальное правительство, «диктатором мятежа» стал прибывший 19 числа из Парижа Людвек Мерословский. Примерно в это время здесь объявился некий французский офицер по имени Франсуа Рошанбрюн – владелец школы фехтования в принадлежавшем Австро-Венгрии Кракове. В городе Ойцове он сформировал отряд, которому дал громкое название «Зуавы смерти» (вообще-то, поляки слово «зуав» произносят как «жуав») – потому, что новобранцев он заставлял приносить клятву никогда не отступать и не сдаваться. В этом отряде оказалось довольно много студентов Ягеллонского университета.

Кстати, на основе марша этих «жуавов» потом была написана революционная песня «Варшавянка 1905 года» («Вихри враждебные веют над нами»). Есть ещё «Варшавянка 1831 года». А потом эта «Варшавянка» трансформировалась ещё и в песню испанских анархистов «A las Barricadas!» («К баррикадам»):

Negras tormentas agitan los aires,
nubes oscuras nos impiden ver;
aunque nos espere el dolor y la muerte
contra el enemigo nos llama el deber.
……………………………………
¡A las barricadas, a las barricadas
por el triunfo de la confederación!
¡A las barricadas, a las barricadas
por el triunfo de la confederación!

Попробуйте сами перевести (в онлайн-переводчике), если есть желание.

В Польше часто рассказывают, что единственной фразой, которую де Рошбрюн мог произнести на языке своих подчинённых, была «psiakrew ktra godzina?!»: что-то вроде «чёрт побери, который час?!» Якобы именно она и стала его боевым кличем.

От французских и американских зуавов, «в моде» у которых были яркие насыщенные цвета, польские отличались черным цветом формы и нарисованным на груди белым крестом.


Портрет Франсуа (Франчишека) де Рошбрюна в форме «зуава смерти», 1863 год, гравюра XIX века

Первый бой бойцов Рошбрюна против российских войск закончился вполне ожидаемо: 17 февраля под Меховом 150 «зуавов смерти» пошли на кладбище (настоящее кладбище), где находились позиции русских. Обратно вернулись менее 20 из них. Погиб и лейтенант Войцех Комаровский, который возглавил эту атаку.

Рошбрюну польских юнцов было не жалко и потому, добравшись до Кракова, он объявил о создании уже целого полка самоубийц. Но набрать удалось лишь батальон – около 400 человек. 17 марта новые «зуавы смерти» удачно сражались с русскими драгунами, но уже на следующий день попали в окружение, из которого вышли, понеся большие потери. Разочарованный Рошбрюн уехал во Францию, а последние «жуавы» его батальона были перебиты в начале мая 1863 года. Рошбрюн потом тоже погиб: в составе французской армии во время Франко-прусской войны. В общем, все умерли, как и обещали.

Бразильские зуавы


В далёкой Бразилии в 1864 году тоже появились свои зуавы – так называемый батальон зуавов-баийянцев (от названия провинции). Во время военных действий против Парагвая его сформировали из пойманных беглых рабов, которым была предложена нехитрая и невесёлая альтернатива: умереть на виселице сразу или в бою, но чуть позже. Подобно товарищу Сухову из «Белого солнца пустыни», они предпочли «немного помучиться». Говорят, что среди них было немало «мастеров» ныне популярной, но запрещённой в те времена капоэйры (это слово придумано португальцами-колонизаторами, сами рабы называли своё искусство «конго», «ангола», «манджинга» или «сау-бенту», в начале XX века – вадиасау).


Бразильский зуав-баийянец

В числе достижений бразильских зуавов – захват парагвайского форта Курузу.

Папские зуавы



На протяжении 10 лет папскую область и понтифика Пия IX охранял полк зуавов, который французский генерал Луи де Ламорисьер сформировал из правоверных католиков разных стран (вначале как тиральерский, то есть стрелковый).

3 ноября 1867 года у села Ментаны этот полк в числе других отрядов папской области в союзе с французскими военными частями сражался против добровольцев Джузеппе Гарибальди, которые вынуждены были отойти с большими потерями.

Любопытно, что и у самого Гарибальди в 1860 году был батальон добровольцев, который называли «калабрийскими зуавами».

В 1868 году в полку папских зуавов числились 4 592 человека. Среди них оказалось 1910 выходцев из Голландии, 1301 – из Франции, 686 бельгийцев, 157 итальянцев из собственно папской области и 32 выходца из других регионов, 135 канадцев, 101 ирландец, 87 пруссаков и 22 немца из других областей Германии, 50 англичан, 32 испанца, 19 швейцарцев, 14 американцев, 12 поляков, 10 шотландцев, 7 австрийцев, 6 португальцев, 3 мальтийца, 2 подданных Российской империи, по одному человеку от Индии, Мексики, Перу, каких-то островов Южных морей и даже по одному африканцу и черкесу. То есть опять-таки этот полк, хоть и назывался зуавским, был типичным легионерским.

Военная форма папских солдат копировала французскую, отличаясь лишь цветом: серые мундиры с красной отделкой. В качестве головного убора вначале использовались кепки, но их скоро заменили на традиционные для зуавов фески.


Папский зуав

В 1870 году, когда Рим был занят войсками Виктора Эммануила II (первый король объединённой Италии), этот полк зуавов перешёл во Францию, а после неудачной Франко-прусской войны был расформирован.

Другие зуавы


Во время Третьей Карлистской войны (1872-1876 гг., в некоторых источниках её называют Второй) в Испании также была создана рота зуавов, которая использовалась в качестве почётного караула претендента на престол дона Карлоса Младшего.

Между 1880 и 1908 гг. два полка зуавов были созданы в Османской империи: их включили в состав султанской гвардии. Никаких военных подвигов за ними не числилось, после переворота, устроенного младотурками в 1908 году, эти полки были распущены.

В 1856 году британский Вест-Индский полк также получил форму зуавов. В настоящее время эту форму носят музыканты военного оркестра Барбадоса и Ямайки.


Музыканты военного оркестра Барбадоса и Ямайки в зуавской форме

А вот во Франции военнослужащих в форме зуавов увидеть уже невозможно: ранее так одевались курсанты военного училища коммандос, но и они сменили форму в 2006 году.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Нефранцузские зуавы