Операции Иностранного легиона в конце ХХ и начале XXI столетий (окончание)

Кот д'Ивуар, Ливия и Афганистан С 2002 по 2004 г. парашютисты Второго полка участвовали в операции французской армии «Licorne» («Единорог»), которая проводилась в Кот д'Ивуаре, где после попытки военного переворота...

Кот д'Ивуар, Ливия и Афганистан


С 2002 по 2004 г. парашютисты Второго полка участвовали в операции французской армии «Licorne» («Единорог»), которая проводилась в Кот д'Ивуаре, где после попытки военного переворота началась война между северными и южными провинциями.


Боевая машина легиона в Кот Д'Ивуаре, 2002 год

Французские подразделения принимали участие и в событиях в Ливии в 2011 году. Действовали три группы французских солдат: в осаждённом правительственными войсками городе Мисурата, в Бенгази и на нагорье Нафуса. Морские пехотинцы одной группы «работали» в своей форме, неизвестные «коммандос» двух других – в униформе без опознавательных знаков, и, скорее всего, как минимум одна из них состояла из военнослужащих Иностранного легиона. Глава комитета по иностранным делам Национальной ассамблеи Алекс Понятовский в своё время заявил, что в Ливии в то время находилось от 200 до 300 бойцов французских сил специальных операций. Военный журналист Жан-Доминик Мерше писал о семидесяти. Многие сейчас подозревают участие подразделений французской армии в уничтожении нескольких конвоев правительственной ливийской армии у Бенгази в 2011 году.

До 2012 года подразделения Иностранного легиона находились в Афганистане.


2e REP legionnaires at their outpost in Afghanistan, around 2011

Без потерь здесь тоже не обошлось.


Легионеры второго инженерного полка (2e REG) прощаются с двумя солдатами, Афганистан, 29 декабря 2011 года

Операции Serval и Barkhane


На 29 апреля 2012 года в африканском государстве Мали (бывшая колония Франции, известная под названиями Верхний Сенегал и Французский Судан) были назначены очередные президентские выборы.


Мали на карте Африки

Состояться этим выборам было не суждено, потому что 22 марта в стране произошёл военный переворот, который возглавил учившийся военному делу в США капитан Амаду Саного. К власти пришёл созданный мятежниками «Национальный комитет восстановления демократии и возрождения государства»: бухты в далёком Тимбукту, вопреки тексту известной песни группы «Секрет», нет, так пусть хоть демократия будет.

8 апреля отстранённый от власти президент Амаду Тумани Туре написал наконец официальное заявление о «добровольной отставке», а уже 12 апреля на верность Мали и демократии присягнул Дионкунда Траоре, в своё время окончивший университет в Ницце. Этого симпатизировавшего французам господина, конечно, никто из малийцев не выбирал, но США и Франция потребовали «восстановления гражданского правления».

Малийцы почему-то такой заботы мирового сообщества не оценили: 21 мая многотысячная толпа захватила президентский дворец, Траоре довольно сильно побили, пришлось его, от греха подальше, эвакуировать «для лечения» во Францию, где он и находился более двух месяцев – до конца июля.

Но для полного счастья Мали всего этого было недостаточно: 6 апреля восстали племена туарегов, которые решили, что, раз уж такая демократия началась в стране, то им тоже можно организовать своё независимое государство — Азавад. А рядом очень кстати ещё и беженцы из Ливии оказались — из родственных туарегам племён, сторонники свергнутого Муаммара Каддафи. Один из таких беглецов, Мухамед аг-Наджим, полковник армии Ливийской Джамахирии, стал командующим повстанческими отрядами. А потом исламисты подключились: «Ансар ад-Дин», «Движение за единство и джихад в Западной Африке» и другие группировки. 5 мая был захвачен город Тимбукту (другой вариант написания – Томбукту). Вначале туареги рассматривали исламистов как союзников, но когда те выдвинули идею шариатского государства, передумали. В общем, прежде единое государство Мали развалилось на три части.

В декабре 2012 года чиновники ООН решили послать в Мали миротворческий корпус из 3300 военнослужащих африканских стран, который должен был отправиться туда в сентябре 2013 года и находиться там один год. Однако уже 11 января на территории этой стран оказались части первого пехотного и второго парашютного полков Французского Иностранного легиона, которые в рамках операции Serval начали боевые действия на стороне непонятно кем избранного (но, в общем-то, понятно, кем назначенного) президента Траоре.


Солдаты Второго парашютного полка легиона ожидают приказа на посадку в самолет, отправляющийся в Мали

Франсуа Олланд так торопился, что нарушил законы Франции, отдав приказ о начале военной операции за пределами страны, не дожидаясь одобрения его парламентом (который всё же одобрил его действия «задним числом» – 14 января).

20 января 2013 года обеспокоенность проявил и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, который заявил о решимости своей страны (тоже далеко не африканской) начать борьбу с «угрозой терроризма» в Мали и Северной Африке. Какими-то сроками он себя связывать не стал, так прямо и сказал: «Будем реагировать в течение лет и даже десятилетий».

Обеспокоенность ситуацией в Мали высказали также руководители США, Канады, Бельгии, Германии и Дании.

Злые языки утверждают, что причиной такого дружного интереса западных держав к Мали стали полезные ископаемые, которых слишком много оказалось на территории этой страны. Разведанные месторождения золота, например, по оценкам геологов, являются третьими в Африке. А ещё в Мали есть серебро, алмазы, железная руда, бокситы, свинец, марганец, олово, цинк, медь, литий и уран.

Кое-кто считает, что и военный переворот Амаду Саного был всего лишь инсценировкой, позволившей привести к власти «нужного человека», которого непонятливые малийцы сами могли и не выбрать.

Но вернёмся к описанию боевых действий на территории Мали.

В ночь на 26 января легионеры захватили мост через реку Нигер, перебив 15 боевиков, а затем – аэропорт.


Солдаты Иностранного легиона в окрестностях Гао, Мали, 2013 год



1er REC vehicles (AMX 10 RCs + VBLs) during Operation Serval in Mali, 2013

28 января, пройдя за 5 дней 900 км, рота второго парашютно-десантного полка Иностранного легиона и части 17-го парашютного инженерного полка захватили Томбукту.


2e REP legionnaires in Timbuktu, Mali, late January 2013

31 января был взят Кидаль, 8 февраля – Тессалит.

Французы действовали по следующей схеме: парашютисты захватывали аэродромы и плацдармы, на которые тут же высаживались инженерные части, обеспечивавшие восстановление инфраструктуры и взлётно-посадочных полос, необходимых для бесперебойного снабжения ударных групп, затем подходила бронетехника.


Французские истребители в аэропорту Бамако, Мали, 17 января 2013 года

С 18 февраля по 25 марта две французские тактические группы численностью 1,2 тысячи человек (в основном парашютисты) и 800 солдат из Чада «зачищали» горный массив Адрар-Ифорас. Здесь 22 февраля чадские части попали в засаду: были убиты 26 человек, ранены – 52. Французы за это время потеряли убитыми 3 человека и 120 ранеными. Потерпевшие поражение боевики перешли к партизанской войне, которая продолжается и настоящее время.

С июля 2014 года операция «Сервал» плавно перешла в другую, получившую название «Бархан» (Barkhane) и распространилась ещё на четыре государства: Мавританию, Буркина-Фасо, Нигер и Чад.

Операция «Бархан»:




1er REC legionnaires in Chad in 2012:


В ноябре 2019 года французы у границ Мали, Буркина-Фасо и Нигера провели против исламистских соединений операцию Bourgou-4.

Подразделения Иностранного легиона до сих пор находятся в Мали — без наличия мандата ООН, который их, видимо, совершенно не интересует.

За это время на территории этой страны погибли 41 французских военнослужащих, в том числе легионеры. 13 из них погибли 25 ноября 2019 года, когда военно-транспортный вертолет Cougar ночью столкнулся с вертолетом огневой поддержки Tigre. Среди них оказался и выходец из Белоруссии, 43-летний старший сержант А. Жук, отец четырёх детей, которого Э. Макрон на церемонии прощания 2 декабря того года назвал французом «не по крови, полученной в наследство от предков, а по пролитой им крови», сказав: «Он сделал свой выбор: защищать нашу страну и наши ценности».

Про себя же Макрон, вероятно, ещё раз порадовался тому обстоятельству, что есть во Франции соединение, которое никому не жалко отправлять хоть в Афганистан, хоть в Ирак, хоть в Мали.

А 1 мая 2020 года прошло сообщение о смерти украинца Дмитрия Мартынюка, капрала Первого бронекавалерийского полка, который служил во Французском Иностранном легионе с 2015 года. Президент Макрон выразил соболезнования и по этому случаю, его представители сообщили: «Президент Республики с большим сожалением воспринял сообщение о смерти 1 мая капрала Дмитрия Мартынюка в военном госпитале Перси де Кламар вследствие ранений, полученных от разрыва самодельного взрывного устройства. Это произошло 23 апреля во время проведения операции против террористических групп в Мали».

Сирийские тайны


В марте 2012 года в ряде изданий прошли публикации о задержании на территории Сирии 118 французских военнослужащих, в том числе 18 офицеров в Хомсе (первоисточник – египетская газета «Аль-Ахрам») и 112 в Эз-Забадани. Судьба этих французов, а также подразделение, которое они представляли, осталась неизвестной: вероятно, французские власти каким-то образом выкупили их либо обменяли на уступки политического характера. Многие вполне логично предположили, что речь идет о десантниках второго парашютного полка Иностранного легиона, поскольку при их наличии со стороны французов было бы глупостью посылать на эту крайне рискованную операцию своих соотечественников. Вероятно, можно говорить о крупной военной неудаче командированных в Сирию легионеров, подробности этой истории мы узнаем не скоро.

Ещё одна загадочная история с французскими военнослужащими (легионерами?) в Сирии произошла в мае 2018 года: в провинции Хасеке правительственными войсками были задержаны 70 солдат (колонна из 20 джипов), якобы заехавших туда по ошибке. Вызволять французов явились курды, которые заявили, что иностранные военные ехали к ним, и забрали их в подконтрольный силам самообороны сирийских курдов (YPG) город Эль-Камышлы. Дальнейшая судьба этих солдат неизвестна, но Эрдоган, который считает YPG террористической организацией, был очень недоволен.

С 2016 года легионеры находятся в Ираке с официальной миссией «оказания помощи правительственным силам» этой страны. Но 5 января 2020 года парламент Ирака потребовал вывода всех иностранных войск.

Подводя итог, можно сказать, что скучать легионерам и в наши дни, похоже, не приходится.

В следующей статье мы закончим наш рассказ об истории Французского Иностранного легиона.
Автор:
Рыжов В.А.
Статьи из этой серии:
Рыжов В. А. «Псы войны» Французского Иностранного легиона
Рыжов В. А. Российские волонтеры Французского Иностранного легиона
Рыжов В. А. Самые известные российские «выпускники» Французского Иностранного легиона. Зиновий Пешков
Рыжов В. А. Самый успешный российский «легионер». Родион Малиновский
Рыжов В. А. Французский Иностранный легион в I и II мировых войнах
Рыжов В. А. Иностранный легион против Вьетминя и катастрофа при Дьенбьенфу
Рыжов В. А. «Пожар в империи». Иностранный легион после II мировой войны
Рыжов В. А. Алжирская война Французского Иностранного легиона
Рыжов В. А. Битва за Алжир
Рыжов В.А. Командиры Иностранного легиона на алжирской войне
Рыжов В. А. «Время парашютистов» и «Je ne regrette rien»
Рыжов В. А. OAS и Delta: против де Голля и ФНО
Рыжов В. А. Трагедия Французского Алжира
Рыжов В. А. Боевые операции Иностранного легиона во второй половине XX века

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Операции Иностранного легиона в конце ХХ и начале XXI столетий (окончание)