Супердротики против торпеды. Какой должна быть система универсальной защиты подводных лодок

В той гибридной, иррегулярной IV мировой, что разгорается сегодня, свое новое место должен найти и подводный флот, особенно неядерный. Деликатные операции по высадке спецназа на тех или иных побережьях, защита...

В той гибридной, иррегулярной IV мировой, что разгорается сегодня, свое новое место должен найти и подводный флот, особенно неядерный. Деликатные операции по высадке спецназа на тех или иных побережьях, защита своих рубежей от неприятельских ВМС, охота на торговые и военные корабли врага в череде локальных войн – все это дело субмарин. Однако при этом подводники должны получить и новую защиту своих лодок – слишком уж уязвимы они сейчас для авиации и кораблей врага. Даже в случае большого, ядерного конфликта с Западом большинство российских субмарин рискует погибнуть, так и не запустив ракеты по неприятельским целям.

Танки, самолеты, надводные корабли и другие виды вооружений «бронированы» от воздействия противника самыми разнообразными средствами в виде динамической защиты, аэрозольной завесы, стелс-покрытия, огневыми системами поражения средств нападения противника. Защиту, пассивную и огневую, имеют практически все виды вооружений за исключением подводных лодок, кои защищены только своей скрытностью и в случае обнаружения абсолютно беззащитны. Ведь свои корабли слишком далеко, а в глубинах вод лодкам отбиваться от атак врага приходится лишь антиторпедами.

Система подводной защиты должна быть экстренной, гарантированной и универсальной по объектам подводной угрозы – торпедам, минам, глубинным бомбам и подводным диверсионным силам и средствам

При современных средствах и способах обнаружения подводной лодке оставаться скрытной равнозначно совершению подвига. А выполнить боевую задачу по пуску торпед и ракет даже в случае обнаружения и нападения противника на подводную лодку – значит принести победу своей стране. Для этого подводная лодка должна иметь надежную и гарантированную корпусную огневую защиту. До сих пор наука не могла предложить адекватного способа защиты, а изобретатели ? сконструировать и воплотить его в «железо». Системы огневой, активной защиты, работающие от давления пороховых газов, равно как и реактивные системы, под водой не функционируют или не имеют необходимых скорости и дальности действия.

Возможность создания такой защиты появилась только с изобретением детонационного двигателя для ракет, основанного на использовании новых физических принципов – применении детонирующих ВВ в качестве твердого топлива в ракетных двигателях, способных работать в воздушной среде и в безвоздушном пространстве, на воде и под водой.

Как на танке?

Авторами предлагается к рассмотрению перспективная корпусная система универсальной защиты подводных лодок, включающая акустические и оптические средства обнаружения объектов подводной угрозы и пусковые установки ракет для кинетического поражения торпед, мин, подводных диверсионных сил и средств противника. В снарядах кинетического поражения применен инновационный детонационный двигатель по патенту МГУ им. М. В. Ломоносова № 2645099. Эта система отвечает требованиям дешевизны, технологической реализуемости и обладает способностью гарантированной и универсальной защиты от подводной угрозы. Причем система применима не только для подводных лодок, но и для надводных кораблей и береговых сооружений.

Супердротики против торпеды
Супердротики против торпеды

Указ президента РФ от 20.07.2017 № 327 «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» подтверждает понимание того, что Россия является не только великой континентальной, но и великой морской державой, для которой свойственно применение сил ВМФ не только в прилежащих морях, но и в дальней морской и океанской зонах. В полной мере это относится к подводным лодкам.

Боевые возможности ПЛ определяются сочетанием боевого потенциала по выполняемой задаче и боевой устойчивостью. Основными факторами боевой устойчивости подводных лодок являются скрытность, а при ее утрате – маневр, применение средств гидроакустического противодействия (ГПД) и огневых средств защиты. При преодолении противодействия противолодочных сил основным огневым средством защиты подводных лодок ныне являются антиторпеды.

Враг над головой!

Недопустимость боевых потерь, которые в современных условиях ведения боевых действий приобретают характер безвозвратных, предъявляет к комплексам и средствам противоторпедной защиты (ПТЗ) особо жесткие требования. Однако все меры, связанные с применением этих средств, весьма относительны по эффективности и спорны по методикам ее оценки. «Не существует единого подхода и видения действительно высокоэффективной системы противоторпедной защиты», – это мнение некоторых авторов, изложенное в «Морском сборнике» за июль 2010 года.

Кроме того, угроза поражения торпедами при боевом столкновении с ПЛ противника является лишь малой долей угроз от поражения торпедами со стороны других сил ВМС США и основных зарубежных государств, которые в противолодочных действиях придерживаются принципа «векторной атаки» ПЛ противника с применением авиации и противолодочных ракет, избегая прямого боевого столкновения. Поэтому в дальних морских и океанских походах главный враг подводных лодок – авиация и противолодочные ракеты противника с малогабаритными противолодочными торпедами.

Антиторпеда против них бессильна. Уклонение от современной авиационной торпеды, как и от торпедной боевой части противолодочной ракеты или минного комплекса типа Мк-60 «Кэптор», исключительно проблематично. Время поражения с вероятностью не менее 0,8 лежит в пределах 20–50 секунд, что существенно меньше времени срабатывания имеемых и ныне разрабатываемых средств самообороны с учетом времени оценки обстановки и принятия решения на уклонение и применение средств противоторпедной защиты. Из чего следует, что необходимость эффективной быстросрабатывающей системы противоторпедной защиты, особенно для нашего подводного флота, более чем актуальна.

Гарантии выживания

Следует согласиться с мнением подводников, что результативность противоторпедной защиты ПЛ должна не измеряться некоторой процентной эффективностью, а быть гарантированной. Множественность актов преодоления противодействия противника и факторов угрозы поражения, а также штучный объем запасов средств гидроакустического противодействия и антиторпед порождают проблему обеспеченности боевой устойчивости подводных лодок и, следовательно, доступности их применения в дальней морской и океанской зонах. Эту проблему можно считать разрешенной, если система подводной защиты будет экстренной, гарантированной, многократно применяемой в ряде эпизодов преодоления противодействия противника и универсальной по объектам подводной угрозы – торпедам, минам, глубинным бомбам и подводным диверсионным силам и средствам.

Супердротики против торпеды

Перспективная система универсальной подводной защиты, отвечающая этим требованиям, может быть построена, если устройства обнаружения и поражения распределены по наружной оболочке корпуса, то есть по смыслу становится корпусной системой универсальной защиты (КСУЗ) подводной лодки и должна иметь в своем составе корпусные системы обнаружения и поражения. Корпусную систему обнаружения объектов подводной угрозы целесообразно построить с применением современных акустических и визуальных средств подводного наблюдения. Распределенные по обшивке корпуса ПЛ, подобные средства формируют двухэшелонную систему обнаружения объектов подводной угрозы. По массогабаритным характеристикам, стоимости и зоне наблюдения глубиной в сотни (акустические – звуковизоры) и десятки (оптические – лидары) метров эти устройства обеспечивают выполнение всех предъявляемых требований. По азимуту и углу места зоны обнаружения объектов подводной угрозы звуковизором и лидаром составляют ±40–450, а точность измерения этих углов – 1–20.

Принцип конструкции корпусной системы поражения заключается в размещении на ПЛ распределенных по обшивке корпуса малогабаритных скорострельных пусковых установок ракет, исполненных по патенту МГУ № 2645099 и обеспечивающих физическое разрушение боевых частей торпед и иных противолодочных средств, предотвращающее инициирование взрыва.

Теория использования детонирующих ВВ в качестве топлива для двигателей ракет и практика их применения подробно изложены в общедоступных материалах вышеупомянутого патента, и остается лишь совершенствование ракеты, как и любого другого изделия, для оптимального приспособления заложенных возможностей для защиты ПЛ от любых угроз. Такие ракеты являются принципиально новым боевым средством, и будучи оснащенными детонационными двигателями, они обеспечат в водной среде суперкавитирующий режим движения с траекторной скоростью порядка и выше скорости звука в воде. Данные Томского университета и Института им. П. П. Ширшова свидетельствуют о возможности получения таких скоростей в воде.

Как работает защита

Супердротики против торпеды
Супердротики против торпеды

В пусковой установке (стволе) и в ракетах отсутствуют подвижные детали и узлы, работающие при высоких давлениях и требующие большой прочности, точного изготовления, прецизионной подгонки, дорогостоящих сталей и цветных металлов, как это необходимо во всех пушечных системах. Открытый с обоих концов ствол (направляющая для ракеты) не испытывает нагрузки выбрасывающего давления, поэтому в целом конструкция получается компактной и не массивной.

ТТХ испытанной модели, в основном отвечающей требованиям к корпусной системе поражения, являются следующими: общий вес ракеты – 54 грамма, диаметр полезного груза – 15 миллиметров, длина ракеты – 80 миллиметров, количество ступеней – 20, масса одной ступени детонационного двигателя с топливом – 2,5 грамма, доля массы топлива в общей массе ракеты – 10 процентов (в традиционных ракетах на топливо приходится до 90 процентов общего веса), КПД – 70 процентов (у лучших традиционных ракет – до 7 процентов).

Если пусковую установку корпусной системы поражения представить в виде плиты со смонтированными на ней направляющими стволами с наружным диаметром 20 миллиметров, то на одном квадратном метре можно смонтировать 2,5 тысячи стволов с малокалиберными ракетами, оснащенными боевыми частями кинетического поражения.

Целесообразный облик корпусной системы поражения КСУЗ можно представить следующим образом.

По корпусу ПЛ побортно распределены две – шесть малогабаритных многоствольных пусковых установок турельного типа, имеющих два положения: походное и боевое. В походном положении установка находится в нижней позиции под легким корпусом ПЛ. Заряжание установки короткобойными ракетами происходит из кассеты револьверного типа. При емкости кассеты 2500 установка может содержать до 100 стволов с расчетом на выполнение 25 залпов.

При обнаружении объекта подводной угрозы установка выдвигается над легким корпусом и наводится в текущее место обнаруженного объекта. Осуществляется групповой залп ракет с учетом возможных погрешностей целеуказания и поражения малоразмерных целей хотя бы несколькими ракетами на предельной дистанции обнаружения. Для этого стволы в пусковой установке конструктивно разводятся веерным пучком с угловым раствором несколько градусов. После группового старта установка опускается в стартовое положение, перезаряжается и вновь выдвигается в боевое положение. Залповая стрельба осуществляется до прекращения движения объекта подводной угрозы. Темп залповой стрельбы такой системы может составлять до 15–20 пусков в минуту.

Как следует из представленного описания, перспективная корпусная система универсальной защиты подводных лодок, включающая звуковизорно-лидарную двухэшелонную систему обнаружения и пусковые установки со сверхмалыми сверхскоростными снарядами кинетического поражения объектов подводной угрозы, прогнозно отвечает требованиям экономической доступности, технико-технологической реализуемости и обладает способностью экстренной, гарантированной и универсальной защиты от торпед, мин и подводных диверсионных сил и средств, следующих с бортов ПЛ и с поверхности моря.

Владимир Поленин,
ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
Шамиль Абдуллаев,
ООО «НПО «Многофункциональные комплексы»

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Супердротики против торпеды. Какой должна быть система универсальной защиты подводных лодок