Взаимовыгодная капитуляция, или Почему США не так кичатся победой над Японией

Действительно, а почему? Не так давно Трамп, а за ним все СМИ США дружно начали верещать на тему того, как Америка и Великобритания выиграли войну с Германией. Наши привычно отозвались в стиле «Да видели мы ваш...
Взаимовыгодная капитуляция, или Почему США не так кичатся победой над Японией

Действительно, а почему? Не так давно Трамп, а за ним все СМИ США дружно начали верещать на тему того, как Америка и Великобритания выиграли войну с Германией. Наши привычно отозвались в стиле «Да видели мы ваш ленд-лиз, уймитесь», в общем, все как всегда.

Но, открутив пару лет назад, посмотрел я, что же пишется в заокеанских СМИ на тему победы над Японией.

Удивился, потому что ничего такого. Ну, типа, подлые японцы устроили нам Перл-Харбор, а потом все было не очень, но мы победили и японцы исправились и стали хорошими.

Это если вкратце история войны США и Японии. В продвинутом варианте еще присутствуют сражение у Марианских островов, в заливе Лейте и, конечно, Мидуэй. И Окинава как вишенка на тортике.

Но это для самых продвинутых.

И да, об атомных бомбах – с придыханием и слезами на глазах. Ну настолько отчаянные и крутые бойцы были японцы, что вот если бы не атомные бомбы – войну могли и проиграть или не выиграть.

Странная картина.

Начал рыть. Результаты удивили, если не сказать – ввергли в изумление. А потому нарисовался целый очередной исторический детектив, с которым вас сейчас и познакомлю.

Но начнем с одной весьма интересной вещи. Можно сказать – крамольной. А правда ли, что японский император так испугался атомных бомб, что решил сдаться? Или что-то иное было?

Что-то иное.

На самом деле атомные взрывы не сильно-то озадачили японцев. Да, эффект, конечно, был, и огромное количество погибших гражданских лиц, и радиация, которая калечила японцев долгие годы, но…

Но не складывается, правда?

6 августа Хиросима, 9 августа Нагасаки, а император и «большая шестерка» (самые влиятельные министры) что? А ничего. Совещались и думали аж до 14 августа. Да и то, голоса разделились три против трех и решающим стал голос самого императора Хирохито.

А ведь по идее, ужаснувшись от результатов Хиросимы, японцы тут же должны были задуматься. И после Нагасаки тем более, а вот – не случилось.

Вот перед вами ряд фотографий, которые дают ответ на вопрос «почему не случилось».














Хиросима? Нагасаки? Да, почти. Первые три – это Хиросима, следующие – это Токио марта 1945 года. Кто попробует найти существенную разницу? Вот и не найдешь особо.

Все дело в том, что к августу 1945 года японцы были весьма натренированы американскими бомбежками. Совершенно тот же немецкий сценарий, 200-500 бомбардировщиков сносят в уголь (деревянно-бумажные постройки способствовали) город, истребители как всегда не в состоянии дать отпор, в общем, все понятно.

А если пересчитать в килотонны, то вообще получается нечто невообразимое. Летом 1945 года американцы методично уничтожали один японский город за другим. В Японии бомбардировкам подверглись 68 городов, и все они были разрушены от 50 до 95%. Примерно 1,7 миллиона человек остались без крыши над головой, 300 000 человек погибли, а 750 000 получили ранения.

64 обычных авиационных налетов, два с атомными бомбами. Мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, известна – 16 килотонн, бомба, доставшаяся Нагасаки была мощнее – 20 килотонн. Но те же американцы в свое время подсчитали, что 500 бомбардировщиков В-29 могли нести в зависимости от дальности от 5 до 8 килотонн.

Смотрим на фото Токио и понимаем, что разница не очень большая.


Здесь есть секрет в ослаблении пусть и первоначально страшной ударной волны атомного взрыва зданиями, каналами, прочими сооружениями, стоящими на пути волны. В то же время тысячи бомб меньшей мощности весьма уверенно все разносят, «не отвлекаясь». Так что тут еще посмотреть надо, что было эффективнее в плане разрушения.

Токио ночью с 9 на 10 марта 1945 года досталось так, как не доставалось ни одному городу мира. В городе было уничтожено пожарами 41 квадратный километр территории. Примерно 120 000 японцев погибли. Хиросима только вторая по численности погибших, если что…

Да, с точки зрения нормального человека, Хиросима – это нечто запредельное. Но в Японии образца 1945 года это было нормальное и обычное дело. 68 городов. Некоторые уничтожены полностью или почти полностью. Нумадзу – 91%. Куана – 78%. Тояма – 99%.

За три недели до Хиросимы ВВС США совершили налеты на 26 городов. Из них восемь были разрушены либо полностью, либо сильнее, чем Хиросима (17 место по проценту разрушений).

Не сходится, правда? Ну или выглядит не очень внушительно, ибо ко времени атомных бомбардировок было уничтожено 66 городов. Капля, переполнившая чашу? Нет. Все совсем не так было.

В том же марте 1945, после того, как Токио фактически перестал быть городом, экс-министр иностранных дел Сидэхара Кидзюро сказал слова, которые в то время разделяли многие: «Люди постепенно привыкнут к тому, что их бомбят каждый день. Со временем их единство и решимость только окрепнут».

Кстати, по отзывам современников, Сидэхара был очень умеренным политиком…

А сохранившиеся протоколы заседаний Высшего совета Японии (да, сохранились не все) свидетельствуют о том, что бомбардировкам городов господа помощники императора уделили свое внимание… дважды!

В мае 1945 года, когда американцы разнесли три завода «Мицубиси», производившие истребители, и 9 августа. В остальное время авианалеты не волновали правительство совершенно.

И все-таки, почему не 6 августа бросились заседать господа из Высшего совета, а 9-го?

Здесь надо посмотреть на карту. Япония захватила довольно значительную территорию, но к 1945 году постепенно теряла свои позиции в регионе.


Да, обстановка была не самая лучшая. Флот понес невосполнимые потери, авиация тоже была в плохой форме, но сухопутные силы насчитывали почти 4 миллиона солдат, из них на Японских островах около 1,2 миллиона.

Американцы категорически не хотели лезть на Острова. Генералы и адмиралы прекрасно понимали, что фанатично настроенные японские солдаты будут не просто драться, а насмерть. Учитывая, сколько их, армия и флот США и заняли такую позицию, пытаясь нанести максимальный ущерб бомбежками.

Сами японцы прекрасно понимали, что война проиграна. Это понимали и в правительстве, и в штабах. И весь вопрос стоял в том, как войну проиграть. На каких условиях.

К тому времени японцы прекрасно были осведомлены о результатах капитуляции Германии и иллюзий особо никто не строил.

Соединенные Штаты и Великобритания требовали «безоговорочной капитуляции». Советский Союз все еще соблюдал нейтралитет и ничего не требовал. Потому у японских правителей сохранялась надежда избежать этих перспективных военных трибуналов, сохранить существующую форму государственной власти и некоторые из захваченных Токио территорий: Корею, Вьетнам, Бирму, отдельные районы Малайзии и Индонезии, часть восточного Китая.

Почему нет?

Японцы имели даже два плана: дипломатический и военный.

Дипломатический – это припахать в качестве посредника… Советский Союз! А что, нормальный план! Японцы договор 1941 года ни разу не нарушили, вели себя паиньками, так почему бы Советскому Союзу не стать посредником между Японией и противниками империи, которые одновременно союзники СССР?

Хитро закручено, но смысл имелся. Самое интересное, что Сталин, который уже понимал, что Трумэн – это совсем не Рузвельт, вполне мог пойти на такой шаг. И тем самым попробовать ослабить влияние англичан и американцев в Азии. Как вариант – вернуть утраченные в ходе Русско-японской войны Порт-Артур и Дальний, например.

Такой был план у министра иностранных дел Того Сигэнори. Весьма с моей точки зрения, логичный план.

Были и другой, от военных под руководством министр армии Анами Корэтика. Военные считали, что когда американцы все-таки наиграются в самолетики и начнут вторжение, заставить из «умыться кровью» и тем самым попробовать выторговать более приемлемые условия капитуляции.

Шансы на успех тоже были, потому что реально командование армии США пугали возможные огромные потери при вторжении на Японские острова.

И оба варианта были живые и рассматривались до 8 августа 1945 года.

Хиросима явно не напугала в Японии никого. Еще можно было пойти и попросить Сталина стать посредником, еще можно было дать одно-два решающих сражения, но…

9 августа все изменилось.

Еще 5 апреля 1945 года Советский Союз денонсировал Договор, а 9 августа объявил Японии войну.

Понятно, что дипломатический план ушел в небытие. СССР в один момент из возможного посредника стал противником со всеми вытекающими последствиями.


Самое страшное, что сдержать каток, который начал набирать ход, двигаясь к границам Японии, было нечем! Да, была Квантунская армия, но она была сильно ослаблена тем, что часть (лучшую) перевели для защиты Островов.

Но даже это не спасло бы, реально. Красная армия и не такое перемалывала, так что с лучшими частями, без них – Квантунской армии был выписан билет в один конец. Просто повозились бы немного дольше, но результат был бы тем же.

Что говорить о 16-й армии, которая насчитывала около 100 000 человек и которую по идее должна была остановить 5-я территориальная японская армия на Сахалине? Две дивизии и две бригады, естественно, не лучшие.

Конечно, задержали бы. А там уже и Хоккайдо с Хонсю чисто веслами махнуть…

Да, наш ТОФ был не самым большим флотом, 2 легких крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев. Но у японцев уже не было и того. Точнее, корабли-то были, но стояли без горючего. А 43 десантных корабля от американцев (слава ленд-лизу!) могли нагнать тоску на все северные территории.

И самое главное – пример немцев был показателен: войну на два фронта никто не выигрывал.

И произошло именно то, чего так боялись японцы: Советский Союз начал движение, сминая все на своем пути.

Самое страшное в этом было то, что да, у нас не так берегли солдат. И если американцы просто топтались у порога японской хаты, то наши бойцы, которым уже надоело воевать, начали разносить пристройки на севере. И (согласно планам) через 10 дней уже быть непосредственно на японской территории.

Вот где ужас. Империя начала шататься.

А ведь японские правители пришли к такому выводу еще за несколько месяцев до этого. На заседании Высшего совета в июне 1945 года они пришли к выводу, что вступление в войну СССР приговорит империю. Заместитель начальника штаба японской армии Кавабэ на том совещании заявил: «Поддержание мира в наших отношениях с Советским Союзом — это непременное условие продолжения войны».

Потому-то японское руководство особенно не волновалось по поводу бомбардировок. Это была как бы неприятность, не имеющая стратегических последствий.

В отличие от сталинской железной метлы, которая начала подметать Азию.


Поставьте себя на место императора.

Страна проигрывает (причем стремительно) войну. Экономика в руинах. 80% городов разрушено и сожжено. Флот понес тяжелейшие потери и не выходит с баз. Народ начинает голодать. Армия, правда, еще хороша, но русские работают над этой проблемой.

Американцы до этого момента отхватывали территории, которые, собственно, японскими и не были. Грабь награбленное, собственно говоря.

Советские войска начали возврат своих территорий, потерянных после Русско-японской войны, но кто сказал, что они успокоятся на достигнутом?

После Германии вряд ли кто мог с уверенностью говорить о таких вещах. Потеря реальных японских территорий и (ужас!) введение там коммунистического режима – это действительно кошмар для японского императора.

Но, с другой стороны, и капитулировать тоже не очень-то приятно. Особенно сказав своему народу, что сейчас нас сожрут эти северные варвары. И так императора хотели сместить и капитуляцию отменить, хорошо, что переворот не удался.

И по примеру многих немцев (и не только немцев), император принял самое выгодное решение. То есть, бросился в ноги добрым американцам. Да-да, тем самым, которые уничтожили 68 городов с населением и надолго заразили Японию радиацией.


Бомбы Хиросимы и Нагасаки стали очень удобным поводом. Роскошным таким.

Гордая японская нация капитулировала перед новейшим чудо-оружием, но никак не перед толпами русских! Не виноваты ни военные, проигравшие войну, ни политики, не сумевшие отговорить Сталина от денонсации Договора, виновата атомная бомба.

Соответственно, император ничуть не виноват. И его министры не виноваты. И военные. Никто не виноват в том, что американцы изобрели атомную бомбу.

Интересный поворот, не так ли?

Две бомбы убили трех кроликов.

Первое.
Сохранили легитимность и популярность императора. На руку японцам, на руку (еще бы!) американцам. На троне совершенно послушный и контролируемый монарх! Ну подарок же!

Второе.

Согласитесь, до недавнего времени на Японию мы тоже смотрели как на страну-жертву. Ну как же, атомное оружие, такая жестокость… И оставляли за кадром то, как себя вели японцы на захваченных территориях и с пленными. Нанкинская резня, «марши смерти», тотальное уничтожение бирманцев… Все как-то ушло на второй план. Остались лишь бедные японские жители, на которых американцы сбросили атомные бомбы.

Третье.

Полное подчинение всего региона американцам. Ну и доля лести, потому как атомные бомбы обеспечили победу над Японией.

Вообще, здесь стоит вспомнить, что японцы реально дешево отделались в плане судов над военными преступниками. Зачлось...

В целом очень взаимовыгодная сделка. Император остался на троне, призрак коммунизма ушел на север, американцы наслаждаются лаврами победителей.

Действительно, со стороны Советского Союза и России никогда не было поползновений на тему того, что мы за пять дней сделали то, чего американцы не смогли за четыре года. Да, американцы, британцы, новозеландцы, австралийцы – все они совершили большое дело, остановив и обескровив Японию.

Мы помогли. Это было. Это никак не вытереть из истории.

Сегодня, когда мы спокойно смотрим на то, что закончилось 75 лет назад, у некоторых господ горит в одном месте и хочется просто украсть Победу. Такую вот, как у нас. Потому такая относительная тишина на Востоке и столь пристальное внимание на Западе.

Очень хочется, понимаете, быть первыми во всем. Сегодня – любой ценой.

Очень сложно бороться с такими огромными силами, какие бросаются сегодня в бой против нас. Но – можно. Особенно если правильно смотреть на вещи.

И все становится очень просто: ни американские фугасы и зажигалки, и даже не атомные бомбы вызвали панику у японской правящей верхушки. Не американский флот так напугал императора Хирохито.

Это сделали наши солдаты, протянувшие руку помощи своим американским союзникам и собратьям по оружию.


Мне жаль, что в Америке это стараются забыть. Но ничего, мы напомним.


Имеем право.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Взаимовыгодная капитуляция, или Почему США не так кичатся победой над Японией