Борьба за Синьцзян. Оспан-батыр, казахский Робин Гуд

Оспан-батыр, маршал Х. Чойбалсан и посланник СССР в МНР И. А. Иванов Стратегическое положение и богатые ресурсы Синьцзяна привлекали самое пристальное внимание великих держав: России, Великобритании, США и Япо...
Борьба за Синьцзян. Оспан-батыр, казахский Робин Гуд
Оспан-батыр, маршал Х. Чойбалсан и посланник СССР в МНР И. А. Иванов

Стратегическое положение и богатые ресурсы Синьцзяна привлекали самое пристальное внимание великих держав: России, Великобритании, США и Японии. Ситуацию осложняла национально-освободительная борьба народов региона за независимость.

Синьцзян в планах великих держав


Важное стратегическое положение и богатые ресурсы Синьцзяна привлекали пристальное внимание России (затем СССР), Британии, Японии и ряда других стран. Ситуацию осложняли постоянные восстания уйгуров за независимость. Китайское правительство в условиях полного духовного, военно-политического и экономического упадка державы контролировало северо-западный регион лишь частично.

Британия, которая первой «открыла» Китай для Запада (под прицелами корабельных орудий), проявляла активный интерес к Синьцзяну уже в первой половине XIX века. Британцы проникли в Поднебесную, закрепились там. Англии было легче чем, к примеру, США. Но Британия хотела удержать завоёванное и по возможности расширить свою сферу влияния. Синьцзян был важен, так как граничил с «жемчужиной» Британской колониальной империи – Индией. Также Синьцзян интересовал британцев как возможный плацдарм против Российской империи. Однако попытки англичан закрепиться в регионе в XIX столетии, в том числе с помощью национально-освободительного движения, к успеху не привели. Британии удалось закрепиться только на юге провинции – в Кашгаре.

После начала Первой мировой войны позиции России в регионе заметно пошатнулись, а после революции и в ходе Гражданской войны вообще рухнули. Однако Британия не смогла использовать этот период для укрепления своих позиций в Синьцзяне. Стоит отметить, что область стала местом притяжения для беженцев из русского Туркестана после подавления там восстания 1916 года, а затем и для белой эмиграции. А после завершения Гражданской войны Россия, уже советская, быстро восстановила и усилила свои позиции в Синьцзяне. Это было во многом связано с тем, что внешняя торговля Синьцзяна была ориентирована на Россию. Слабая китайская экономика не могла удовлетворить потребности края.

В начале 1920-х годов советские власти с помощью китайцев ликвидировали белогвардейский очаг в Синьцзяне. Лидеры белогвардейцев были ликвидированы, большая часть простых солдат и казаков по амнистии вернулась в Россию. Между СССР и Синьцзяном установилась прочная торговля. Из России везли в основном промышленные товары, из Синьцзяна – продукты сельского хозяйства, скот, лошади. В 1930-е годы Синьцзян фактически финансировался Советским Союзом, дотации погашались в основном сырьем. По мере усиления экономического влияния России в регионе Британия утрачивала там политические позиции.

В 1931—1934 гг. британцы попытались вернуть своё влияние в регионе с помощью мощного национально-освободительного движения мусульманских народов. Однако Лондон проиграл и на этом поле. Восстание подавили. Британская дипломатия переоценила возможности восставших, к тому же англичане опасались, что пожар восстания затронет соседние мусульманские районы Индии, поэтому вели себя осторожно. Советский Союз активно помогал в деле подавления восстания. В итоге Москва переиграла Лондон. Синьцзян вошёл в сферу влияния СССР. Дальнейшие попытки Англии (в 1937, в первой половине 1940-х гг.) снова утвердиться в Синьцзяне не привели к успеху. Британская колониальная империя уже трещала по швам (Индия обрела независимость в 1947 году), и Лондону стало не до Синьцзяна. Кроме того, Британию с позиции лидера западного мира потеснили США.

Вторым крупным империалистическим хищником, заинтересованным в Синьцзяне, была Японская империя. Японская верхушка претендовала на всю Азию. Торговля с Синьцзяном Токио не интересовала. Однако регион был отличным стратегическим плацдармом для распространения своей власти на Центральную Азию, Памир, Тибет, Британскую Индию. Также северо-западный край можно было использовать для атаки на СССР. Позднее японцев стали интересовать богатые природные ресурсы Синьцзяна. Как и Британия, Япония наиболее активно действовала в годы Первой мировой войны, революции и смуты в России. В провинцию проникла японская разведка, рынок стали наполнять японские товары. Далее успехи СССР в регионе и борьба с США в центральном Китае вынудили Японию несколько ослабить нажим.

Новый этап экспансии Японии связана с захватом Маньчжурии и создания марионеточного государства Маньчжоу-Го в 1931 году. Японцы стали вынашивать идею создания схожего марионеточного государства (мусульманского) в Синьцзяне. При этом японцы, как и британцы, пытались использовать восстания мусульман, но поражение повстанцев поставило крест на этих планах. Кроме того, японским агентам приходилось действовать в более сложных условиях, чем британцам и русским. Слишком далеко был Синьцзян от Японии (британцы опирались на консульства). Во второй половине 30-х годов Япония попыталась возобновить проникновение в провинцию. Но резкое усиление позиций Москвы в регионе, который со времени вторжения Японии в Китай в 1937 году стал главной тыловой базой и коммуникацией Поднебесной, разрушило эти планы. А война с США окончательно отодвинула их на второй-третий план.

Красный Синьцзян


Советское правительство с 30-х годов развило не только торговлю (к середине 30-х годов ССР имел практически полную монополию в торговле Синьцзяна), но вкладывало капиталы в дорожное строительство в регионе. Только за 1935 год в Синьцзяне советскими специалистами был сооружен ряд дорог: Урумчи — Хорос, Урумчи-Зайсан, Урумчи — Бахты, Урумчи — Хами. Москва помогала в деле развития сельского хозяйства: направляла специалистов, транспорт, машины, инвентарь, семена и племенной скот. При помощи Союза началась индустриализация края.

Местные власти на фоне полного развала Китая неоднократно ставили вопрос о присоединении Синьцзяна к СССР. В апреле 1933 года в результате военного переворота к власти в Синьцзяне пришел полковник Шэн Шицай (вскоре генерал и губернатор края). Он проводил просоветскую политику. Что интересно, бывшие белогвардейцы (полковник Павел Папенгут) помогли Шэн Шицаю захватить власть и сформировать свою армию. В ноябре 1934 года восставшие уйгуры создали Восточно-Туркестанскую республику. Генерал Шэн Шицай совершил визит в Москву и получил полную поддержку СССР. Советский Союз помог в деле подавления уйгурского восстания, так как опасался усиления влияния в регионе Англии и Японии. Да и создание под боком мусульманского государства было опасно. На помощь Шэн Шицаю перебросили т. н. Алтайскую добровольческую армию, сформированную из красноармейцев. В итоге восстание подавили в 1934 году, мусульманскую республику упразднили.

В 1937 году началось новое уйгурское восстание (не обошлось без помощи британской разведки), но и оно было подавлено совместными усилиями советско-китайских войск. Начавшаяся в 1937 году японо-китайская война ещё более укрепила позиции Москвы в Синьцзяне. Регион при помощи ССР стал мощной тыловой базой Китая, его важнейшей коммуникацией для связи с миром. Советские специалисты по-прежнему строили дороги, развивали промышленность. Построили даже авиазавод, где собирали истребители.

Таким образом, до начала Второй мировой войны Синьцзян прочно вошёл в сферу влияния СССР. Торговля, финансы (вплоть до того, что местная валюта обеспечивалась Госбанком СССР), экономика, вооруженные силы, всё находилось под контролем Москвы. Дошло до того, что Шэн Шицай вступил в Компартию СССР. Синьцзян подчинялся китайскому правительству Чан Кайши только формально. Москва была заинтересована в Синьцзяне из-за военно-стратегических соображений: регион прикрывал советский Туркестан и его нельзя было отдавать враждебным державам, в частности, Японии. С другой стороны, к этому времени в Синьцзяне были обнаружены стратегически важные ресурсы: уран, вольфрам, никель, тантал и т. д.


Генерал-губернатор Синьцзяна в 1933—1944 годах Шэн Шицай

Период Второй мировой войны


Начало новой мировой войны резко изменило ситуацию в регионе. «Князь Синьцзяна» Шэн Шицай под впечатлением крупных поражений СССР на первом этапе войны вслед за гоминьдановским правительством Китая отказался от прежней политики сближения с Москвой. В Китае и Синьцзяне решили, что советское государство уже не сможет оказывать помощь в прежнем объеме, поэтому надо искать нового партнера. Кроме того, после того как Япония атаковала США, американцы изменили свое отношение к Китаю. Британия открыла своё консульство в Урумчи (столица Синьцзяна). Гоминьдановский Китай стал получать финансовую и военную помощь США. В страну приезжают американские военные советники. Синьцзян приобрел в планах США положение стратегического региона, основной транспортной артерии для снабжения китайцев и своих сил.

В результате «князь» Синьцзяна начал репрессии против китайских коммунистов. Синьцзян, как и Китай, встал на антисоветские позиции. В провинцию перебрасываются гоминьдановские войска. К 1943 году сотрудничество Синьцзяна и советского государства было почти полностью разорвано. Сворачивалось торговля и деятельность совместных предприятий (по сути, советских), выводились советские специалисты и войска. Место СССР в регионе занимают США. Американцы открывают генконсульство в Урумчи, строят военные объекты.

С другой стороны, Вашингтон в это время не был заинтересован в обострении отношений с СССР (Германию и Японию ещё не разгромили), поэтому проводил осторожную политику. Так, американцы помогли в удалении из провинции неугодного Москве генерал-губернатора Синьцзяна Шэн Шицая. Также американские дипломаты закрывали глаза на активную поддержку СССР местного национально-освободительного движения и создание в 1944 году Второй Восточно-Туркестанской республики, в которую вошли три северных округа провинции: Илийский, Таченский и Алтайский. Республика существовала до 1949 года, когда с разрешения СССР вошла в состав Китайской Народной Республики. После победы над Японией США попытались укрепить свои позиции в Китае, но там при помощи Москвы победили коммунисты. Поэтому планы американцев укрепиться в Китае и Синьцзяне (там собирались опереться на мусульманское движение) рухнули.

Москва после «перелёта» Шэн Шицая стала поддерживать повстанческое движение, которое ранее помогала давить. С помощью Советов была создана Вторая Восточно-Туркестанская республика (ВТР). Президентом республики был провозглашен маршал Алихан Тура. Синьцзян был расколот на две части: с китайским правительством и повстанческим со столицей в г. Кульдже. В 1945 году сформирована национальная армия ВТР. Основу армии составили уйгуры, казахи и русские. Войска республики провели ряд успешных операций против гоминьдановцев.


"Полевой командир" Оспан-батыр Исламулы

Оспан-батыр. Конфликт на Байтак-Богдо


Восточно-Туркестанская республика не была единой. В правительстве был раскол, боролись две группировки. Лидеры отдельных округов и отрядов проявляли сепаратизм. Особенно ярко это проявилось в действиях одного из самых ярких «полевых командиров» Оспан-батыра (Осман-батыр) Исламулы. В 1930-е годы он был малоизвестным бандитским вожаком. В 1940 году Оспан стал одним из лидеров восстания казахов в округе Алтай против генерал-губернатора Шэн Шицая. Восстание было вызвано решением властей передать пастбища и водопои оседлым крестьянам – дунганам и китайцам. В 1943 году алтайские казахи снова восстали из-за решения властей переселить их на юг Синьцзяна, а китайских беженцев поместить в их кочевья. После встречи Оспана с лидером Монгольской Народной Республики Чойбалсаном оружием повстанцев снабжала МНР. Весной 1944 года Осман-батыр вынужден был отступить в Монголию. Причём отход его отряда прикрывали ВВС МНР и СССР. В осенью 1945 года отряд Осман-батыра принял участие в освобождении Алтайского округа от гоминьдановцев. После этого Оспан-батыр был назначен правительством ВТР губернатором Алтайского округа.

Однако столь высокая должность не удовлетворяла повстанческого командира. Между ним и правительством ВТР тут же начались споры. Алтайский губернатор отказывался выполнять указания руководства республики, а его отряды не подчинялись командованию армии. В частности, когда армия ВТР приостановила боевые действия против гоминьдановских войск (руководство ВТР приняло предложение о начале переговоров с целью создания единого коалиционного правительства в Синьцзяне), отряды Оспан-батыра не только не выполнили это указание, а наоборот, усилили свою деятельность. При этом его бандформирования громили и грабили не только гоминьдановские подразделения и обозы, но и селения, которые контролировались ВТР. Не зря Сталин называл Оспан-батыра «социальным бандитом».

Сам Оспан вынашивал планы создания полностью независимого от ВТР и Китая Алтайского ханства, надеясь на поддержку Монголии. Это вызвало озабоченность Москвы. Руководитель НКВД Берия обратился к Молотову с просьбой согласовать действия против этого казахского Робин Гуда с маршалом МНР Чойбалсаном. Однако попытки командования армии и руководства ВТР, советских представителей и лично Чойбалсана образумить мятежного командира к успеху не привели. В 1946 году он, сославшись на болезнь, оставил пост губернатора, вернулся к вольной жизнь «полевого командира». Грабил поселения, входившие в состав ВТР.

В конце 1946 года Оспан перешёл на сторону гоминьдановских властей и получил должность особо уполномоченного синьцзянского правительства в Алтайском округе. Он стал одним из самых опасных врагов ВТР и МНР. В начале июня 1947 года отряд Оспана-батыра в несколько сотен бойцов при поддержке подразделений гоминьдановской армии вторгся на территорию Монголии в районе Байтак-Богдо. Бандиты Оспана уничтожили пограничную заставу и вторглись в глубь МНР. 5 июня подошедшие монгольские войска при поддержке советской авиации выбили противника. Затем уже монголы вторглись в Синьцзян, но были разбиты в районе китайской заставе Бэйташань. В дальнейшем обе стороны обменялись несколькими рейдами, стычки продолжались до лета 1948 года. После инцидента на Байтак-Богдо Пекин и Москва обменялись нотами со взаимными обвинениями и протестами.

Оспан остался на стороне гоминьдановского правительства, получил подкрепление людьми, оружием, боеприпасами и осенью 1947 года вёл в Алтайском округе борьбу с войсками ВТР. Он даже смог временно захватить столицу округа Шара-Сумэ. Властям республики пришлось проводить дополнительную мобилизацию. Вскоре Оспан-батыр был разгромлен и бежал на восток. В 1949 году гоминьдановцы в Китае потерпели поражение. Победили коммунисты, которые заняли и Синьцзян. Оспан поднял мятеж и против новой власти. В 1950 году мятежного вождя поймали и казнили.


Монгольские кавалеристы
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Борьба за Синьцзян. Оспан-батыр, казахский Робин Гуд