Запретное знание: Фотографии сделанные советскими спускаемыми аппаратами на Венере

  Когда-то реки текли не только на Земле и на Марсе, но и на Венере. В эпоху, когда жизнь зарождалась на нашей планете, условия для этого наличествовали и на соседних. Причём, именно Венера имела преимущес...

 

Когда-то реки текли не только на Земле и на Марсе, но и на Венере. В эпоху, когда жизнь зарождалась на нашей планете, условия для этого наличествовали и на соседних. Причём, именно Венера имела преимущество. Светимость Солнца 4 миллиарда лет назад составляла 60% от современного уровня, так что, лишь на Венере солнечного тепла хватало, чтобы растопить лёд. На Марсе и на Земле приемлемая температура поддерживалась жаром планетных недр. Русла, которые сейчас видны на поверхности Марса, оставлены потоками образовавшимися не в результате дождей, а в результате таяния вечной мерзлоты вызванного масштабными извержениями.

Но это не значит, что в древности на Венере плескались океаны. Их и на Земле тогда не было. Для устройства океана требуется уйма воды. Воды же на только что сформировавшихся «силикатных» планетах очень мало.

Туманность, из которой рождается звезда, и диск, преобразующийся в планетную систему, содержат воду в большом количестве. Но поблизости от звезды вода исчезает ещё в процессе формирования планетной системы. Температура слишком высока, и лёд обращается в пар, который планетезимали не могут удержать. В вакууме же молекулы воды разрушаются солнечным ветром, или вытесняются им в более удалённые и холодные регионы.

Воду для наполнения гидросферы планета земного типа производит сама. Ядерные реакции в недрах порождают нейтроны, быстро распадающиеся на протон и электрон. В сумме последние две частицы образуют атом водорода. Всепроникающий газ охотно соединяется с кислородом. Извергаясь, вулканы выбрасывают в атмосферу большое количество водяного пара. И если пар, остывая, выпадает на поверхность планеты в форме дождя и снега, вода будет накапливаться. Так, за последние 4 миллиарда лет количество воды на Земле выросло в 700 раз. Хуже, если пар не конденсируется и не замерзает. В таком случае, в верхних слоях атмосферы вода быстро разлагается солнечным излучением на кислород и водород. Водород при этом уходит из гравитационной ямы планеты, а кислород «выжигает» углерод из карбонатов и образует углекислый газ.

Именно так на Венере и получилось. Температура была выше, чем на Земле, вода испарялась, а Солнце разрушало пар. Сверхплотная — «гуще» земной в 90 раз — атмосфера планеты, это и есть несостоявшийся океан. Если бы не потеря водорода и не частичная минерализация кислорода, вступавшего в реакции не только с углеродом, но и с кремнием, кажется, что Венера обладала бы сейчас гидросферой по масштабам близкой к земной. В отличие от Марса, запасов воды на котором, если бы растаял весь лёд, едва хватило бы чтобы покрыть шестую часть его поверхности неглубокими морями.

Но так только кажется. На самом деле, с океанами на Венере всё сложнее. Если бы планета не перегрелась, по масштабам они оказались бы ближе к марсианским, чем к земным. Отсутствие массивного спутника — считается, что он был, но из-за приливных воздействий Солнца почти сразу упал на планету, — означает быстрое прекращение вулканизма. Так произошло на Марсе, в следствие чего вода не смогла выйти из мантии. На Венере же газы и пар продолжают до сих пор поступать в атмосферу не в результате тектонической активности, а потому что, благодаря высокой температуре поверхности, её кора, в отличие от Земной, сохраняет проницаемость для газов.

...И, кстати, о газах. Именно с газами в атмосфере Венеры не всё в порядке. В её составе обнаружены сероводород (H2S), сернистый газ (SO2), хлор (Cl2) и карбонил-сульфид (O=C=S), угарный же газ (CO), напротив, представлен слабо. Проблема в том, что сероводород — газ не стойкий, он легко разрушается излучениями и охотно вступает в реакции, например, с сернистым газом. Следовательно, его присутствие в атмосфере подразумевает наличие постоянно действующего источника. То же касается хлора, который слишком активен для длительного свободного существования. Он может реагировать даже с водяным паром, небольшие количества которого в атмосфере Венеры всё-таки есть. Угарный же газ должен постоянно образовываться из углекислого в результате разрушения последнего солнечными излучениями. И накапливаться, так как к соединению со свободным кислородом он не склонен отнюдь… Но не накапливается, почему-то. Наконец, карбонил-сульфид, просто, абиогенным путём, насколько это известно, не образуется от слова «совсем». На Земле это соединение считается верным признаком жизнедеятельности использующих сероводород для хемосинтеза бактерий.

Газовый состав атмосферы Венеры если и не может служить доказательством, до даёт веские основания полагать, что кто-то этой атмосферой дышит. Причём, несколькими разными способами. Характер же газов, содержание которых является на Венере аномальным, указывает, что жизнь на этой планете может быть не белковой, а сероуглеродной. В метаболизме существ, обмен веществ которых построен на альтернативной серо-углеродной химии, роль воды выполняет серная кислота. Капельки этой жидкости очень кстати образуют венерианские облака…

...И да. Что же увидели на поверхности Венеры советские спускаемые аппараты? Они увидели, что там довольно темно и наличествуют отдельные камни. Потом, передача изображений на межпланетные расстояния, сложная процедура выделения и очистки тонущего в шумах слабенького сигнала… То, что снимки в рамках технологий 40-летней давности вообще удалось восстановить, почти чудо. Но, удалось. Наличие на поверхности Венеры полумрака и камней можно считать доказанным. Как и то, что кроме отдельных камней и темноты там ничего нет. Поверхность это планеты, вблизи которой температура достигает 470 градусов, а углекислый газ находится в полужидком состоянии, — не подходящее место даже для очень альтернативной жизни.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Запретное знание: Фотографии сделанные советскими спускаемыми аппаратами на Венере