Планы Sony на будущее

На днях вышла интересная статья про генерального директора и президента Sony, рассказавшего о своём видении будущего компании. Кэнъитиро Ёсида уже 60 лет. Полагаю, можно сказать, что он посвятил работе в Sony всю св...

На днях вышла интересная статья про генерального директора и президента Sony, рассказавшего о своём видении будущего компании. Кэнъитиро Ёсида уже 60 лет. Полагаю, можно сказать, что он посвятил работе в Sony всю свою жизнь, присоединившись к компании в возрасте 24 лет. В апреле 2018 года, наконец дойдя до карьерной вершины, он занял должность президента корпорации. 

С личностью господина Ёсида связаны определенные надежды. Не будет ошибкой сказать, что под его руководством у Sony открылось второе дыхание. Например, мобильное подразделение стало частью компании, хотя бы номинально перестав быть белой вороной, было заключено партнерство в сфере облачного гейминга с Microsoft. Этот год должен был стать очень успешным для Sony: запуск игровой приставки PlayStation 5, новые смартфоны, планы в киноиндустрии. Однако коронавирус внёс коррективы. Компания была вынуждена закрыть 4 завода в Китае, а Голливуд поставил на паузу производство контента. 

Sony, как и большинство других компаний, вынуждена сегодня вести бизнес в состоянии высокой неопределенности. Кэнъитиро Ёсида известен в первую очередь своим обстоятельным стратегическим подходом к решению проблем. Как говорят, это с его подачи Sony избавилась от неприбыльных активов. Рынок благосклонно воспринял то, как компания решила продать бренд ноутбуков Vaio, а затем демонстративно урезала свои амбиции на рынке смартфонов. 

Несмотря на то, что последние пару лет были неплохими, у многих до сих пор остаются вопросы, а остались ли в Sony силы для инноваций или плееры Walkman и PlayStation – это всё, чем запомнится компания. Например, Чанг Си-Джин, профессор Национального университета Сингапура и автор книги «Sony vs Samsung», говорит: «Грустно видеть, как некогда великая компания, такая как Sony, терпит крах в плане “железа”. Я не хочу звучать негативно, но это естественное отступление. Ёсида – финансовый парень, управляющий компанией, ориентируясь на прибыль и оценку рынка, а не великий инженер». 

Однако господин Ёсида уверен в ценности терпения и смирения. К слову, именно комбинация инноваций и строгости привела Sony к успешному пути длиной более 50 лет: от первого в Японии транзисторного радио в 1955 году до цветного телевидения Trinitron в 1968 году, Walkman в 1979 году и PlayStation в 1994 году. В 2018 году, заняв пост главы компании, Ёсида вспомнил об уроке лидерства, когда-то данном ему Акио Моритой, соучредителем Sony, описавшим путь развития как «чувство точности управления, потребность в смирении и важность долгосрочной перспективы».

Смирение Ёсиды выражается в его любопытстве. «Он пришел ко мне и сказал: давай поговорим о “медицинских вещах”, и мы встретились на обед, – вспоминает Тору Кацумото, глава медицинского подразделения Sony, об их первой встрече. – Я говорил о медицинской визуализации и пытался объяснить технологию как можно проще, но оказалось, что Ёсида много читал об этом, подготовившись до встречи. Я был удивлен и впечатлен. Раз или два в месяц мы встречаемся, и мы свободно обмениваемся идеями». 

Энтузиазм Ёсиды к самообразованию распространяется и на младших сотрудников. И это в Японии, стране, которая считает корпоративную иерархию священной. Помогает то, что Ёсиде удобно разговаривать без привычной для такого уровня топ-менеджеров группы руководителей вокруг него. Он может запросто сидеть один на один с другими сотрудниками, задавая им вопросы. «Некоторые инженеры молодого поколения, которые знают о новейших технологиях, ходят к нему в офис, чтобы удовлетворить его любопытство. Ёсида-сан не учился на инженера, но на самом деле он много знает о технологиях», – говорит Кацумото.

Более спокойный подход Ёсиды и готовность переосмыслять прошлый подход к бизнесу схож с другими лидерами технологий нового поколения, включая Сундара Пичаи из Google и Сатью Наделлу из Microsoft. Бенедикт Эванс, независимый аналитик, видит и другие сходные черты в том, как Наделла и Ёсида подходят к бизнесу: «Многое из того, что сделал Наделла, заключается в том, что он капитулировал и вместо того, чтобы гоняться за призрачным великим прошлым, сказал: “Это то, где мы сейчас находимся, а это то, что мы собираемся сделать”».

Коллеги утверждают, что Ёсида – больше, чем просто закулисный мыслитель: он провел семь лет за пределами головного офиса в интернет-сервисе Sony Network Communications, который сделал его известным миру, когда он занял в нём должность президента в 2005 году. Но большую часть карьеры он занимался стратегией и финансами под руководством многих умелых менеджеров, в том числе Нобуюки Идеи (Nobuyuki Idei) в конце 1990-х годов. Нобуюки Идеи работал в Sony до 2005 года, сегодня он является членом совета директоров General Motors, Nestle и Baidu.  Возможно, как раз в результате работы под руководством господина Идеи у Ёсиды есть четкая философия лидерства, в том числе понимание необходимости учитывать все аспекты, прежде чем принимать трудные решения. 

Для компании, известной своими потребительскими развлечениями, Sony всегда придерживалась либерального взгляда на свои возможности. Она производит не только сенсоры для смартфонов, но и профессиональные камеры, и хирургические микроскопы. Финансовая служба Sony Financial Holdings, которая начала предлагать страхование жизни в 1981 году, имеет дочернюю компанию, управляющую домами престарелых. 

Девиз Sony – «кандо» – создание продуктов и услуг, которые создают ощущение удивления и захватывают пользователя, и в соответствии с этой логикой большинство потребительских устройств компании предназначены для развлечений. Но Ёсида явно думает более широко о будущем. На выставке Consumer Electronics Show, проходившей в Лас-Вегасе в январе этого года, Sony представила концептуальный автомобиль с автоматическим управлением, который использовал фотосенсоры Sony для навигации. «Мегатренд после смартфонов станет мобильностью, и мы будем способствовать его эволюции с точки зрения безопасности, защиты и развлечений», – сказал Ёсида.

Ёсида работал и работает над исправлением одной из худших конгломератных слабостей Sony – того, что ее «железное» и развлекательное подразделения не общались друг с другом. «Шесть или семь лет назад они были действительно разрозненны, и мы не разговаривали с людьми, занятыми в сфере развлечений, – синергии не произошло. Но сейчас у нас настоящие отношения, – сказал Кацумото. – Джим Райан [глава игрового подразделения Sony Interactive Entertainment] и Тони Винчикерра [глава Sony Pictures Entertainment] стали партнерами, их даже можно назвать друзьями».

Господин Ёсида уверен, что компания должна сохранить широкое портфолио продуктов с различными жизненными циклами. Большое внимание уделяется сенсорам для фотокамер, в последние годы ставшим ключевыми компонентами смартфонов. Sony инвестировала 900 миллионов долларов в расширение своих производственных мощностей для датчиков и оценивает, что ее бизнес по производству фотосенсоров будет приносить лишь немногим меньшую операционную прибыль, чем доминирующий игровой бизнес. Фотосенсоры важны для «мобильности», которую Ёсида называет «мегатрендом после смартфонов». 

Структура корпорации Sony

Развивая мысль, господин Ёсида сказал, что видит будущее Sony в областях, не связанных с развлечениями и потребительской электроникой. В качестве примеров он привел страхование жизни, разработки медицинского оборудования, которые должны будут компенсировать возможные потери на рынке электроники.

Тут, к слову, есть злая ирония, так как Sony успешны на рынке камер для смартфонов не как бренд, а как поставщик.

Помимо фотосенсоров, другой главный хит Sony – это игровая приставка PlayStation, которая (как абсолютно верно отмечает господин Ёсида) легко побила Microsoft Xbox и пользуется бОльшим спросом у покупателей. Отличные продажи игровых приставок и фотосенсоров дали Sony передышку, но из-за пандемии оба бизнеса под угрозой.  В этом году под угрозой запуск PlayStation 5. Последствия коронавируса могут привести к тому, что людям может стать не до развлечений.  Соответственно, по мнению господина Ёсиды, компании нужно активнее диверсифицировать бизнес, который пока что всё же в большей степени связан развлечениями и потребительской электроникой. То есть это те две сферы, на которых люди могут начать экономить в кризис. 

Один из главных перспективных путей развития, по мнению Ёсиды, это быстрорастущий рынок автономных автомобилей. И Sony может занять на нём крепкую позицию, занимаясь реализацией фотосенсоров и других датчиков, необходимых для того, чтобы автомобиль мог ориентироваться в пространстве. В будущем, считает Ёсида, датчики и сенсоры Sony будут использовать не только в «умных» автомобилях, но и в различных других машинах и технических устройствах. И вполне может случиться, как с IBM, когда, говоря про Sony, все будут вспоминать приставки, плееры и телефоны, а окажется, что уже давным-давно Sony – это датчики, сенсоры, медицинское оборудование и финансовые услуги.

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Планы Sony на будущее