Султан Пьяница и война, развязанная из-за вина

Последние события вокруг ситуации на Ближнем Востоке, которые инициировал «султан» современной Турции Реджеп Эрдоган, заставили всевозможных экспертов анализировать действия этого политика. При этом к процессу...
Султан Пьяница и война, развязанная из-за вина

Последние события вокруг ситуации на Ближнем Востоке, которые инициировал «султан» современной Турции Реджеп Эрдоган, заставили всевозможных экспертов анализировать действия этого политика. При этом к процессу анализа исследователи подходили с самых разных сторон: от простой корысти на рынке энергоресурсов до застарелых, а посему традиционных турецких имперских комплексов, которые также традиционно использовал Запад в своих играх. Однако про несколько опций турецких правителей, кажется, подзабыли. В опции турецкого правления всегда входила возможность неадекватного подхода к принятию решений, полного игнорирования возможных последствий и отчаянного интриганства.

Так, Селим II, сын знаменитого Сулеймана I Великолепного, ставшего главным героем множества дешёвых сериалов для разведённых дам, вошёл в историю не просто под своим прозвищем – Пьяница, но самодурством и склонностью к самоуверенности.

 

Селим и его «серый кардинал» — виноторговец


Селим взошёл на престол после смерти своего знаменитого отца и при поддержке Иосифа Наси, чья фигура окажет колоссальное воздействие на султана. Наси, по сути, был серым кардиналом Османской империи тех лет. Иосиф, еврей по происхождению, сменил не одно имя и много путешествовал из-за собственной этнической принадлежности, поэтому со временем стал отлично разбираться в дипломатии, банковском деле, коим отчасти занималась его семья, и в коммерции. Сын придворного португальского врача приглянулся Сулейману II, поэтому был приглашён в Константинополь и занял ряд высоких постов, включая должность дипломата.


Султан Селим II

А вот самому Иосифу приглянулся один из детей Сулеймана – Селим. Ещё до восхождения на престол, сопровождавшегося казнью родного брата Селима — Баязида, Иосиф всячески потакал страстям молодого человека. Имея разветвлённую сеть коммерческих агентов, Иосиф добывал не только информацию, но и самые лучшие яства для Селима II. Целые обозы с лучшими винам и закусками шли в подарок будущему султану от Наси. Некоторое время спустя Иосиф был необычайно обласкан новым правителем – он был назначен членом почётной стражи, владетелем города Тивериада (ныне Тверия на северо-востоке Израиля), а позже стал герцогом острова Наксос (Кикладские острова, в данный момент принадлежат Греции). Кроме того, Иосиф получил монополию на торговлю вином во всей Османской империи.

Таким образом, Наси обладал воистину огромной властью. К тому же она была подчёркнута тем, что Селим был совсем не похож на своего отца. Военные дела его интересовали мало, и в походы он не ходил, предоставляя это право своим визирям. С гораздо большим энтузиазмом Селим посещал свой гарем и набрасывался на очередной воз «гостинцев» от Иосифа. Впрочем, алкоголиком Селима, конечно, назвать трудно, но эта страсть его к обильным возлияниям станет одним из поводов развязывания войны, которая с одной стороны будет предварять его смерть, а с другой стороны станет закатом могущественного фаворита.

Правление из гарема


Фактически Османской империей в период султана Селима правили две конкурирующие персоны – Мехмед Соколлу и вышеописанный Иосиф Наси. При этом завоевательные походы турок продолжались, пока Селим нежился среди своих наложниц и наслаждался вином. Так, с его одобрения в 1569-м году был предпринят поход на Астрахань, во время которого турки планировали прорыть канал между Волгой и Доном, который имел бы важнейшее стратегическое значение в будущей экспансии.

Командующим походом стал Касим-паша, под начальством которого находилось войско численностью около 20 тысяч воинов, включая янычар и иррегулярные части. Позже они соединились с войсками крымского хана Девлет-Гирея и двинулись на Астрахань, а рабочие, которые состояли в рядах военной экспедиции, принялись рыть будущий канал.


Мехмед Соколлу

Но экспедиция обернулась полным провалом. Командующие не смогли учесть погодные условия, не добились координации действий с крымскими войсками и местными ногайцами и татарами, а также собственным флотом. К тому же не удалось добиться необходимого снабжения войск, поэтому вскоре воины подняли бунт, бунтовали и рабочие.

Кипрская война


После провала Астраханского похода, который был отчасти инициирован великим визирем Мехмедом Соколлу, султан стал более снисходителен к его конкуренту – Иосифу. А в это самое время Иосиф уже вынашивал планы войны против Венеции во главе целой партии внутри Османской империи, мечтающей о кипрской земле, которой фактически владела Венеция. Существовало, конечно, множество причин для начала войны. Это и конкуренция с Венецией, и естественная инерция империи к разрастанию владений, и богатство острова, и наличие кипрских пиратов, грабивших мусульманские суда.

Но причины Иосифа более потаённые. Одни считали, что Наси питал чисто этническую неприязнь к Венеции, которая в числе прочих порой преследовала евреев. Другие источники говорят, что Селим заочно присвоил своему фавориту титул короля Кипра. Однако статус Наси и разветвлённость его интересов подсказывают: его желание начать войну могло быть продиктовано десятком различных причин.

При этом, по преданию, Иосиф Наси, будучи монополистом в винной торговле Османской империи, рассчитывал получить в своё полное владение торговлю кипрским вином, слава которого шла по всему Средиземноморью. Согласно тому же преданию, одним из аргументов, который в итоге склонил султана начать войну, было как раз кипрское вино. Конечно, аргумент кажется нелепым и надуманным уже в мифологии. Однако степень объективности в этом всё же есть, т. к. для Селима такой аргумент, высказанный приватно, вполне был бы логичен. Ведь именно Селиму приписывают следующие слова:

«Истинное счастье короля или императора состоит не в ратных трудах или славе, добытой в сражениях, но в бездействии и спокойствии чувств, в наслаждении всеми удовольствиями и уютом во дворцах, где полным-полно женщин и шутов, и в их исполнении всех желаний, касается ли это драгоценностей, дворцов, крытых лагерей и величественных зданий».



Иосиф Наси и его тётушка Грация

Так или иначе, но началась кипрская война. Султан по привычке наблюдал за ней издалека, периодически из гарема с бокалом вина в руке. Непосредственными боевыми действиями руководили Лала Мустафа-паша (наставник сыновей султана, получивший прозвище Кипрский Завоеватель) и Пияле-паша (адмирал и второй визирь султана). Свою роль сыграл и вездесущий Наси. Так, именно его агентов подозревали в организации подрыва венецианских верфей, впрочем, диверсия имела мало последствий, нежели позже доложили султану.



В 1570-м году османы атаковали Никосию, столицу Кипра. Война длилась до 1573-го года. Османы захватили все важные города Кипра и даже разорили остров Хвар в Адриатике (ныне принадлежит Хорватии). Участвовали в сражении и люди Наси, в частности, Франциско Коронелло, командовавший фактически личным флотом могущественного Иосифа. Казалось бы, султан и его ловкий фаворит могли праздновать победу, если бы результаты войны не были столь неоднозначными ввиду колоссального поражения османского флота в битве при Лепанто. Это поражение нанесло Османской империи и её непобедимой репутации на море огромный урон. Ни о каком доминировании в Средиземном море осман теперь и говорить было нельзя.

Закат Селима и его фаворита


Отчасти начало кипрской войны стало одной из тех костей домино, которые, посыпавшись, в итоге привели к ослаблению Османской империи в конце 17-го века. С начала середины 16-го века османы вступили в период восстаний и интриг, чему способствовал почивавший на лаврах Селим. Его самодурство и неумеренность в страстишках привели к позорному концу.


Битва при Лепанто

Фаворит, продолжавший задаривать своего благодетеля вином и снедью, не беря в расчёт далеко не юный его возраст, несколько переборщил. В итоге в 1574-м году 51-летний Селим скончался во дворце Топкапы, утонув пьяным в ванне собственного гарема. Смерть на несколько дней скрыли, чтобы сын Селима Мурад успел приехать в столицу. По прибытии наследника, которого провозгласили Мурадом III, все его младшие братья-соперники были перебиты. Немалую роль в этом сыграл противник Наси – Мехмед Соколлу.

Мурад III продолжил править в стиле своего отца. Однако Иосиф Наси потерял всё своё влияние при дворе. За ним, конечно, оставили прежние должности и доходы его почти не уменьшились, но о прежнем блеске и мечтать было невозможно. Наси уже не мог в полной мере оберегать права евреев в империи и строить раввинские школы. Он едва сохранил прошлый меценатский задел. Остаток жизни Иосиф, некогда влиявший на политику всей Европы, провёл в уединении вдалеке от дел, опасаясь за свою жизнь. Сразу после кончины Наси в 1579-м году султан Мурад захватил всё его имущество. По злой иронии судьбы, в том же 1579-м году от рук убийц погиб и некогда главный конкурент Наси – великий визирь Мехмед Соколлу.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Султан Пьяница и война, развязанная из-за вина