Идея спрятать огромный боевой корабль, настоящий плавучий город, на пустом и ровном как стол океане при первом рассмотрении выглядит странной. Но не всё так просто, и именно об этом - данная статья.
Идея камуфляжа заключается в том, чтобы каким-либо образом слиться с местностью и стать «невидимым», или прикинуться чем-то, чем ты не являешься и что на первый взгляд не вызовет подозрений.
Но достаточно очевидно, что в открытом море нет ничего, с чем можно слиться или чем можно прикинуться. Да и сражения в конце XIX — начале XX века велись на крайне близких расстояниях в единицы километров, так что никому даже в голову не могло придти как-то маскировать корабль. Посему их красили в такие цвета, чтобы они смотрелись максимально красиво в портах и при демонстрации флага: чёрный, белый, имитация меди… вот вам эскадренных броненосцев в пример:
Американский «Коннектикут»
Японская «Микаса»
Тем не менее, в 1914 году британский зоолог Джон Керр написал Черчиллю письмо, в котором предлагал красить таким образом, чтобы они сбивали с толку вражеских наблюдателей. Предложенные им схемы были «подсмотрены» у зебр и ягуаров. Впрочем сэр Керр не был особо красноречив, и на его идеи не обратили внимания.
В 1915 году в Британию отправляет письмо Эббот Тейер — американский художник, что считается первооткрывателем принципов камуфляжа. На самом деле тяжело сказать, кто конкретно «изобрел» или «открыл» камуфляж, но именно мистер Тейер систематизировал и изложил многие вещи в своей книге «Concealing-Coloration in the Animal Kingdom» 1909 года. Примерно можно перевести как «Маскирующий окрас в царстве животных». Так вот, Тейер предлагал Черчиллю красить подлодки по типу скумбрии, а корабли в 100% белый, что сделает их практически незаметными. Его идеи тоже завернули с формулировкой «чудаковатые методики окраски кораблей… представляют академический интерес, но не дают реального преимущества».
Следующим написавшим был художник-маринист, доброволец резерва КВМС (Royal Naval Reserve) Норман Вилкинсон. Пообщавшись с Керром, он доработал природные паттерны модным в те времена кубизмом и уже с этой идее пошёл наверх. Техническое отступление: в те времена прицеливание осуществлялось исключительно оптическими методами. Определялось расстояние до цели, её размеры, курс, скорость, и исходя из этого рассчитывались параметры ведения огня.
Сэр Грэхам Керр (John Graham Kerr)
Аббот Тэйер (Abbott Handerson Thayer)
Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson)
Что предлагал Вилкинсон? Как было отмечено выше, полностью спрятать корабль затруднительно, но вот воспользоваться несовершенством глаза и сбить с толку — вполне. А с увеличением расстояния боя росла и цена погрешностей оптических измерений, так что стоит даже немного «сломать» наблюдателя — и прицел уходит в сторону. Добиться этого планировалось покраской кораблей в ломаные диагональные линии, которые сбивают перспективу, искажают отдельные части корабля и вообще всячески «ломают мозги». Вот ниже картинка из большой Британской Энциклопедии 1922 года. Репродукция вида торгового корабля через перископ подлодки. Должно казаться, что корабль в камуфляже идёт более острым курсом к наблюдателю.
Вилкинсон имел более подвешенный язык, чем предыдущие двое, плюс он был «из своих», так что он смог добиться того, чтобы его серьёзно выслушали. Вдобавок, как маринист Вилкинсон смог наглядно продемонстрировать, о чём идёт речь. Ему дали добро и назвали это dazzle camouflage — «ослепляющий камуфляж».
Было привлечено довольно много художников (в основном кубистов), и работа закипела.
Художники за работой и несколько примеров их работ
Изначально всё началось в Великобритании преимущественно на гражданских кораблях, военные же предпочитали краситься в практичный серый. Однако оказалось, что серый серому рознь: Георг Хаазе, главный артиллерист немецкого линейного крейсера «Дерфлингер», во время дневной части Ютландского сражения отмечал, что немецкий светло-серый выгоднее при данной погоде, в то время как тёмно-серый британский наоборот больше контрастирует с небом.
Также стоит отметить, что если во времена ПМВ художники в основном использовали ломанные линии, то уже потом до них дошло, что части кораблей можно красить так, что бы они сливались с небом за кораблем, с морем, или вообще выглядели как группа из нескольких отдельных кораблей. Часто стали появляться «ложные» буруны и всё такое, что тоже затрудняло прицеливание, в качестве примера — немецкий «Бисмарк». Но вообще в Германии из-за малого состава и ограниченного действия флота очень немного экспериментировали со схемами камуфляжа. Тоже самое можно сказать и о Франции, даже несмотря на то, что некоторые корабли приняли активное участия в боевых действиях. Впрочем, некоторые схемы весьма примечательны, например один из самых любимых примеров автора — крейсер Глуар (Gloire), что на обложке статьи.
А в США к камуфляжу подошли с особым размахом — им занялась Лаборатория Морских Исследований (United States Naval Research Laboratory). Помимо прочего они занимались радарами, сонарами, метеорологическими исследованиями и много чем другим. В том числе — корабельным камуфляжем.
В недрах этой лаборатории было придумано 25 схем камуфляжа. В наличии были и очень простые схемы, типа measure 22/23, так и более сложные «ослепляющие» схемы, например measure 32. При том эти схемы посложнее могли иметь множество вариантов — ниже несколько примеров.
Схема для покраса линкоров типа Айова. Сверху — measure 32 design 22D, снизу measure 32 design 7A.
USS Missoury (тип «Айова») в measure 32 design 22D (предыдущая кадр, верхняя схема), цветное фото
Всё тот же линкор Missouri в measure 22. За счёт того, что синий корпуса сливается с водой, корабль (для наблюдателя с другого корябля) кажется дальше, чем он находится
Отдельно стоит отметить опыты Канады по использованию активного камуфляжа. Не надейтесь — это не как у хищника в одноимённом фильме. Речь идёт о камуфляже рассеянного освещения (diffused lighting camouflage), основанного на принципе контр-иллюминации. Смысл в следующем: есть тёмный корабль, сзади есть небо чуть светлее. Если на корабль посветить светом ещё светлее, то в какой-то момент он, корабль, сольётся с небом. Это заметил Эдмунд Барр, профессор факультета электротехник университета Макгилла в Монреале, и пошёл с этой идеей наверх. Ему дали добро, несколько корветов для опытов и подключили в качестве спонсора США.
Эдмунд Барр
HMS Largs и система камуфляжа, включенная на полную
Во время затянувшийся серии экспериментов были разработаны специальные прожекторы и система автоматической регулировки яркости. На банановозе HMS Largs система показала следующую результативность: в благоприятных для камуфляжа условиях (безлунная ночь) корабль с выключенной маскировкой был замечен с расстояния 4800 метров с другого корабля. С включенной маскировкой — всего с 2060 метров. Разница почти в 60%!
Тем не менее камуфляж рассеянного освещения оказался сложной и дорогой системой, а ко времени доводки её до ума ход битвы за Атлантику уже переломился. Так что идея не получила широкого распространения: в КВМС этот камуфляж получил только вышеупомянутый транспорт Largs, в США системой планировали оснастить плавбазу эсминцев USS Hamul. Но потом передумали и передали всё оборудование в Канаду, где его смонтировали на два корвета, HMCS Edmundston и Rimouski, которые активно использовали камуфляж до конца войны.
Впрочем, море может быть не только открытым. Иногда боевые действия идут вблизи островов, следовательно «появляется» местность, под которую можно замаскироваться по сухопутным лекалам. Под конец войны в Японии пытались применять подобный камуфляж, маскируя авианосцы под острова (или другие корабли) но не особо успешно.
Зелёненький авианосец Yunyo, 26.09.1945
IJN Zuiho, 25.10.1944
Само собой, такой камуфляж становиться бесполезен при выходе из прибрежной зоны. Впрочем, бывает, что кораблю этого делать не надо, как например финским броненосцам береговой обороны.
Броненосец Вяйнямёйнен, июль 1944
Но практически сразу после второй мировой корабельные камуфляжи стали сходить на нет. Во-первых, из-за того, что они работают только при определённых погодных условиях, цвете воды и так далее. Светлее/темнее — и «камуфляж» теряет эффективность, а то и вообще может дать уже обратный эффект. Особенно это касается особо крайних случаев, типа розового камуфляжа, который работает только на закате в безоблачную погоду.
Во-вторых, из-за огромного количества вариантов камуфлирования (по началу каждый корабль раскрашивался индивидуально) и невозможности сбора нормальной статистики практически невозможно сказать, что работает, а что — нет (за исключением камуфляжа рассеянного освещения, но это особый случай).
Ну и в-третьих — широкое распространения радаров, которым абсолютно всё равно на полосочки на борту корабля. Так что сейчас корабельный камуфляж остался только на кораблях прибрежного базирования (ракетные катера, десантные суда и так далее), а в открытом море корабли «носят» простой серый.
Датский ракетный катер P541 "Бредал" в норвежских фьордах. 1989 г.
Впрочем, радар тоже не идеальный прибор, и его тоже можно провести. Само собой, речь о «Стелсе» — технологиях снижения заметности, в основном в радио- и ик-диапазонах. Но об этом как-нибудь в другой раз