И в условиях пандемии Международный валютный фонд остаётся верен себе

Аргентина отказывается платить по долгам Международного валютного фонда до выхода из рецессии. Такое заявление сделала недавно вице-президент Кристина Киршнер. Суверенный долг этой страны сейчас превышает 100...

И в условиях пандемии Международный валютный фонд остаётся верен себе

Аргентина отказывается платить по долгам Международного валютного фонда до выхода из рецессии. Такое заявление сделала недавно вице-президент Кристина Киршнер. Суверенный долг этой страны сейчас превышает 100 млрд американских долларов, из которых 57 миллиардов приходится на кредиты МВФ, предоставленные в 2018 году.

Грустное танго с аргентинским песо


У Аргентины давняя история отношений с Международным валютным фондом. Столкнувшись на рубеже веков с финансовыми и экономическими проблемами, правительство страны залезло в долги к иностранным заёмщикам, пятикратно превышающие объем экспортной выручки.

Главные кредиторы страны – МВФ и министерство финансов США - выдвинули аргентинским властям условие: выплачивать долги иностранным заёмщикам, а по внутренним обязательствам объявить дефолт. Это требование привело к замораживанию вкладов в банках, многомесячным задержкам заработной платы, сокращению на 13% пенсий, увеличению налогов на бизнес.

В итоге промышленное производство Аргентины упало на 11,6%, безработица охватила 18,5% трудоспособного населения. Курс на выплату внешних долгов, ориентированный только на интересы иностранных кредиторов, привёл страну к социальному взрыву. Тогда в столкновениях с полицией погибли люди.

Второй раз технический дефолт Аргентинской Республике объявили в июле 2014 года. Он был связан с задержкой погашения долговых обязательств перед американскими фондами NML Capital Limited и Aurelius Capital Management.

Рейтинговое агентство Fitch поторопилось понизить суверенный рейтинг Аргентины до оценки «выборочный дефолт», ограничив её кредитные возможности. Аргентинское правительство расценило эти действия как политическое давление на страну. Оно в считанные дни справилось с проблемой платежей фондам, но «осадочек» остался. Рейтинг Fitch ещё долго омрачал международные экономические отношения Буэнос-Айреса с миром.

Сейчас власти Аргентины только продекларировали возможность остановки платежей МВФ. Такова их реакция на условия заимствования, с которыми согласилось предыдущее правительство. Жёсткие требования валютного фонда снова загнали страну в рецессию.

За кредитами фонда выстроилась очередь


В практике МВФ уже были случаи, когда страны-заёмщики в одностороннем порядке прекращали платить по долгам перед фондом. В разные годы такие решения принимали власти Сомали, Судана, Зимбабве и Греции. Грекам потом помог рассчитаться Евросоюз. Остальные – на долгие годы выпали из международных финансовых отношений.

Чаще клиенты валютного фонда объявляют дефолт (таких стран насчитывается 28). Через время долги реструктуризируются на новых условиях, и финансовая кабала продолжается дальше. Отмечено, что из жёстких объятий МВФ смогли выбраться только страны с потенциально сильными экономиками (например, Россия, Турция, Мексика). Для остальных главной целью экономической деятельности становится выплата долгов МВФ.

Весь фокус в том, что кредиты фонда берут для своих краткосрочных задач действующие власти стран. Расплачиваются за эти решения следующие правительства, не по своей воле обременённые обязательствами перед МВФ.

Вот и сейчас власти многих стран Ближнего Востока и Азии запросили у Международного валютного фонда кредиты, чтобы притормозить нарастающие экономические трудности. По словам главы МВФ Кристалины Георгиевой, на помощь фонда сегодня претендуют больше 20 стран. Реакция на эти просьбы весьма предсказуемая. Она лишний раз демонстрирует политическую направленность международных кредитов.

В фонд обратился Иран, замордованный американскими санкциями и тяжёлой эпидемией. Тегеран в начале марта запросил кредит в размере $5 миллиардов, но ответа так пока и не дождался. Даже без рассмотрения её заявки отказано в помощи и Венесуэле.

А на просьбу Киргизии МВФ среагировал мгновенно. Как следует из официального пресс-релиза фонда, Кыргызстан будет первым получателем пакета помощи для борьбы с коронавирусом. Этот приоритет объясняется политическими пристрастиями международных финансистов.

Почувствовав возможность войти на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), они так торопились, что даже не объявили о сроках и объёмах кредита. Только в конце марта появилось уточнение: на борьбу с эпидемией Бишкек получит $120,9 млн. Средства пойдут на покрытие дефицита платежного баланса, разросшегося до $400 миллионов. Надо понимать, проблемы Киргизии этот кредит временно решит, но привяжет власти Бишкека к выполнению всех требований МВФ.

Украину заставляют продать землю


Как это происходит на практике, можно видеть на примере Украины. В понедельник собранная в спешном порядке Верховная Рада приняла здесь закон, отменяющий с 1 июля 2021 года мораторий на продажу сельскохозяйственных земель.

Этот мораторий приняли ещё в начале века, в бытность президента Леонида Кучмы. С тех пор его много раз продлевали, понимая, что земля – последний стратегический ресурс Украины. По данным опросов, за мораторий выступает подавляющее большинство украинцев (около 70%).

Однако украинские «слуги народа» продавили закон 259 голосами. Против отмены моратория выступили фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Батькивщина» и группа «За будущее». Но их сил оказалось недостаточно.

Прыть провластных депутатов объясняется просто: отмены моратория требовал Международный валютный фонд. Это было его главное условие для предоставления очередной программы помощи в 5,5 млрд долларов. Её согласовали ещё в прошлом году. Однако после смены правительства Украины МВФ приостановил реализацию программы и даже отозвал свою миссию из Киева в Вашингтон, в свой главный офис.

Недовольство кадровыми перестановками сменилось жёстким требованием реформы земельных отношений. Ей мешал мораторий на продажу. Теперь это препятствие убрано. Президент Зеленский старался, как мог. Он убеждал украинцев, что после принятия закона программу помощи расширят до 8 или даже 10 миллиардов долларов. А главное – уже в начале апреля Киев получит от МВФ $1,5-2 миллиарда, иначе – дефолт.

Дефолт эксперты обещают в любом случае. В прошлом году Украина получила от работающих за границей граждан валютных переводов на $12 миллиардов – 9% ВВП. Из-за пандемии коронавируса большинство «заробитчан» вернулись домой. Значит, иссяк и поток денег от них.

Как и в случае с Киргизией, помощь МВФ не перекроет эти финансовые потери. Зато Украина будет связана новыми обязательствами перед международными финансистами. Они уже прилично потрепали страну разного рода оптимизациями, сокращением расходов на социальные нужды, субсидий на оплату коммунальных услуг и т.д.

Теперь на очереди плодородная украинская земля. Пока не ясно, в чьи конкретно руки она попадёт, зато вполне очевидно: в это трудное время МВФ остаётся верен себе. Возврат кредитных ресурсов для него важнее реальной помощи странам.

Говорят, после нынешней пандемии мир сильно изменится. Коснется ли это международных финансовых и политических спекулянтов, паразитирующих на трудностях и нуждах людей, прогнозов пока нет.

Let's block ads! (Why?)

 

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

И в условиях пандемии Международный валютный фонд остаётся верен себе