«Паркетник» маршала Тухачевского – Т-35. Почему танк прорыва устарел уже на этапе проекта

Старый приятель поделился радостью – сына наградили самой почетной солдатской медалью «За отвагу». На ее аверсе – танк Т-35, машина по-своему уникальная, вошедшая в историю как единственный в мире серийный тан...

Старый приятель поделился радостью – сына наградили самой почетной солдатской медалью «За отвагу». На ее аверсе – танк Т-35, машина по-своему уникальная, вошедшая в историю как единственный в мире серийный танк о пяти башнях.

Армады этих бронированных монстров, полагали военные теоретики того времени, в частности считавшийся ведущим стратегом РККА Михаил Тухачевский, после прорыва вражеской обороны будут сокрушать объекты инфраструктуры и линии связи в глубоком тылу противника.

Над первым прототипом под шифром Т-51-1 на ленинградском заводе «Большевик» работала группа инженеров Николая Барыкова. За ходом работ Тухачевский следил лично. В сентябре 1932 года машину представили руководству Управления механизации и моторизации РККА. Пятибашенная махина весом 42 тонны и длиной более 9,72 метра при толщине брони 40 миллиметров несла одно 76-мм и два 37-мм орудия, три пулемета. На танке был установлен двигатель 500 лошадиных сил, позволявший развивать скорость почти 30 километров в час. Запас хода был вполне достаточным – 150 километров.

В экипаже этого сухопутного линкора – 10 танкистов. По штатному расписанию того времени – танковая рота, только на двух гусеницах, и командовал ею старший лейтенант.

По огневой мощи Т-35 превосходил все остальные танки в мире

Второй прототип – Т-35-2 отличался двигателем, трансмиссией, конструкцией коробки передач и формой фальшборта.

А группа Барыкова трудилась над чертежами уже серийного танка Т-35А. Ходовую часть несколько удлинили, изменили конструкцию малых пулеметных башен, в средние установили 45-мм орудия. Серийное производство нового тяжелого танка наладили на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна. Доводить новый танк прорыва до постановки на конвейер поручили конструктору Николаю Цейцу, в активе которого было участие в создании трехбашенного Т-28.

В 1933-м из заводского цеха вышли два серийных образца, танк был принят на вооружение РККА. Годом позже наладили мелкосерийное производство, выпустили 10 машин. В 1934-м первые тяжелые танки начали поступать в части. По 1939 год произвели 59 серийных машин. Каждый танк обходился бюджету СССР в 525 тысяч рублей.

Существовали проекты создания Т-39 с двумя 107-мм, двумя 45-мм пушками и пятью пулеметами, но дальше макета дело не двинулось – изготовление образца могло обойтись казне в три миллиона рублей. В Кремле рассудили, что такие траты стране не по карману, и положили проект в долгий ящик, а позднее и Тухачевского разоблачили как германско-польского шпиона.

При всей своей мощи Т-35 не были обкатаны в боях на Карельском перешейке, хотя во время Советско-финляндской войны проверялись тяжелые КВ, Т-100, СМК. Зато на каждом параде по Красной площади двигалась колонна этих, как сказали бы сейчас, паркетных танков.

Почти все машины были сосредоточены на западной границе и приняли бой в первые дни Великой Отечественной войны. В приграничных сражениях были потеряны семь танков, 35 сломались на марше, а отремонтировать их в тех условиях уже не довелось.

По огневой мощи «тридцать пятые» превосходили все остальные танки в мире. Три пушки и пять пулеметов могли вести стрельбу во всех направлениях одновременно. Однако полностью управлять этим монстром вряд ли мог даже опытный командир. Он должен был руководить стрельбой всех башен, корректировать огонь орудий и заряжать пушку. При этом указывать мехводу направление движения. А слабое бронирование и внушительные габариты делали Т-35 прекрасной мишенью для вражеской артиллерии.

Машина устарела уже на этапе проектирования. Но с нее начинается эпоха советских тяжелых танков. За Т-35 последовала серия отличных КВ и ИС. Конструкторы, несомненно, использовали опыт, полученный при создании пятибашенного сухопутного линкора.

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Паркетник» маршала Тухачевского – Т-35. Почему танк прорыва устарел уже на этапе проекта