Спецназ вооружают фотонными «Дротиками»

Сверхкомпактный и реактивный. Это не про двигатель, а про радиофотонный прибор, способный обезвредить радиоуправляемую мину, посадить неприятельский дрон, заблокировать цифровую связь или не дать сработать артил...

Сверхкомпактный и реактивный. Это не про двигатель, а про радиофотонный прибор, способный обезвредить радиоуправляемую мину, посадить неприятельский дрон, заблокировать цифровую связь или не дать сработать артиллерийским снарядам с дистанционным подрывом   

Спецназ скоро получит новый прибор.   

Инновационная разработка в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ), получившая наименование «Дротик», успешно прошла этап заводских испытаний и полностью готова к поставкам в силовые ведомства. Так что самое время подавать заявки.

Молчание ракет

Подавлять связь наш флот начал ещё во время Цусимы. В Афганистане мы столкнулись с ещё более серьезной проблемой - радиоуправляемыми фугасами. И уже в 1999 году, когда НАТО во главе с США наносили бомбовые и ракетные удары по Югославии, в основных чертах был сформирован облик войны будущего - тотальное подавление информационного потенциала средств ПВО, боевого управления и связи вместе с массированным поражением высокоточными средствами радиоизлучающих объектов. Только за несколько дней операции подводные лодки ВМС США применили несколько сот крылатых ракет морского базирования AGM-109 Tomahawk. На цели они наводились с использованием спутниковой навигационной системы GPS, а полёт осуществлялся в режиме полного радиомолчания. Лишь на конечном участке, непосредственно в районе цели, активировалась оптическая система DSMAS - для точного наведения на конкретную точку поражения.

Обстрел Югославии крылатыми ракетами AGM-109 Tomahawk.

Российская армия сделал вывод из этих конфликтов. И сегодня у нас на вооружение стоят 18 образцов техники РЭБ: комплексы «Борисоглебск-2», «Алургит», «Инфауна», «Красуха-20», «Красуха-С4», «Москва-1», «Пародист», «Лорандит-М», «Леер-2», «Леер-3», «Лесочек», «Лесс», «Магний-РЭБ», «Поле-21» и др. Они способны не только гарантировано защитить технику и личный состав от высокоточных ракет и бомб, но и сделать наши войска «невидимыми» на поле боя.

Размер не имеет значения

На последней коллегии военного ведомства Сергей Шойгу отметил, что, начиная с 2015 года, сирийские ПВО, используя российские системы вооружения, отразили 83 воздушных удара сил западной коалиции во главе с США, Израиля и террористов, при этом было уничтожено 217 крылатых ракет, 38 управляемых авиабомб и 25 беспилотников. Только база Хмеймим подверглась за два года атакам более сотни «кустарных» дронов. Но все атаки были парированы комплексами противовоздушной обороны, дроны обезврежены средствами радиоэлектронной борьбы.

Но противостояние продолжается. В интервью газете «Красная звезда» командующий войсками ПВО генерал-лейтенант Александр Леонов в частности сообщил, что «незаконные вооружённые формирования ведут работы по совершенствованию дронов, а также пытаются расширить область их применения». В связи с чем в ближайшее время угрозы, связанные с использованием дронов в террористических целях, «могут возрасти не только в Сирии, но и на территории любой страны». Леонов отметил, что для эффективной борьбы с угрозами такого характера необходимо совершенствовать способы обнаружения и уничтожения целей, а также организовать систему противодействия беспилотникам не только в боевой обстановке, но и в мирное время.

Такой же точки зрения придерживается и ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. По его словам, «применение беспилотных летательных аппаратов, в особенности снаряжённых тем или иным оружием, серийно производимым, или самодельным, интегрированным в конструкцию, или сбрасываемым, представляет одну из актуальных угроз нашего времени».

«За последние несколько лет имели место множественные случаи использования подобных БЛА против военных и гражданских целей, - утверждает Фетудинов. - Это и нередкие налёты принадлежащих террористическим структурам беспилотников на позиции российских военных в Сирии, и атаки гражданских объектов в Саудовской Аравии и в международных водах, это и попытки ликвидации политического и военного руководства в ряде стран, это и атаки на полицейские и гражданские объекты в Израиле».

Подобные атаки происходят с растущей частотой, кроме того, совершенствуется тактика применения беспилотных систем. Нет сомнений, что отмеченные тенденции будут иметь место и в перспективе. «Указанные обстоятельства делают задачу разработки технических средств и выработки приемов противодействия БЛА всё более и более востребованной», - подчеркнул Федутинов.

 

База Хмеймим подверглась за два года атакам более сотни «кустарных» дронов.

Куда ударит «Дротик»

Бывший командующий американскими войсками в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес охарактеризовал российский потенциал РЭБ как «умопомрачительный». Но до недавних пор это были «большие устройства», размещённые на шасси многоосных тягачей, БМП, БТР, КАМАЗов и Уралов, которые не всегда могут сопровождать солдата на поле боя.

«Силовые ведомства испытывают необходимость в устройстве радиоэлектронного подавления оперативного звена вплоть до пехотного отделения, - разъяснил еженедельнику "Звезда" создатель "Дротика" Аркадий Лившиц. - Они необходимы для подавления спутниковой навигации, линий управления дронами, радиолиний управления взрывными устройствами, а для этого необходимо устройство, имеющее малые габариты и вес, и малый расход питания, способное генерировать сигнал помехи с высокой спектральной плотностью по мощности. Именно таким требованиям отвечают реактивные постановщики прицельных помех, созданные на основе радиофотонного метода и реализованные в ходе научно-исследовательских работ по теме "Дротик"».

Внешне это миникомпьютер - теплопроводящий металлический корпус и несколько антенн. Весит «Дротик» 12 килограммов, но для носимого устройства это не так уж много. Его предшественники - предыдущие системы РЭБ - и вовсе размером с хороший дорожный чемодан. Впрочем, так они до сих пор и выглядят - пластиковые кофры на колесиках или стационарные устройства, которые могут передвигаться разве что на автомобиле или бронетехнике.

«Дротик» намного изящнее. И хотя внешний вид имеет тоже значение, основные «ноу-хау», конечно же, внутри: специальный радиофотонный процессор, сверхширокополосные усилители, схема управления и контроля (все элементы российского производства). Прибор способен за 0,8 микросекунды среагировать на сигнал управления подрывом радиофугаса, кодовый сигнал управления дроном и другие кодированные сигналы линий управления в диапазоне от 20 до 6.000 мегагерц. И всё это - одномоментно. Причём реагирует «Дротик» только на подлежащий подавлению сигнал управления. Поэтому электроэнергия практически не расходуется. А питание осуществляется как от бортовой сети транспортного средства, так и от встроенного аккумулятора.

 

Прибор способен за 0,8 микросекунды среагировать на сигнал управления подрывом радиофугаса, кодовый сигнал управления дроном и другие кодированные сигналы линий управления.

Скорость реакции

Ещё раз уточним: термин «реактивный», закрепившийся за «Дротиком», - это не о принципе движения, а о скорости реакции. Жизнь сегодня такая, и война современная такая... И этим обстоятельствам надо соответствовать. «Реактивные блокираторы радиовзрывателей с прицельной помехой на основе фотонных технологий первые в мире приборы, способный надёжно прикрыть людей и технику от барражирующих боеприпасов, дронов разведчиков, а также от радиоуправляемых взрывных устройств, - расставил точки над «i» вице-президент Российского совета по международным делам генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский. - Для противодействия современным угрозам требуются новаторские подходы, и российские инженеры всегда славились именно тем, что были способны нейтрализовать угрозы с минимальными затратами».

Действительно, начиная с 1980-х годов, российские производители средств РЭБ идут на шаг впереди зарубежных коллег. И это принципиально важно, поскольку технические решения с применением искусственного интеллекта приобретают особую важность в эпоху алгоритмических войн.

Для сравнения. Ближайший западный аналог «Дротика» имеет время реакции не менее 90 микросекунд, а значит короткие сигналы на подрыв взрывного устройства могут быть пропущены - прибор просто не выполнит задачу по подавлению. Тогда как российские разработки в этом плане не просто надёжней, а определяет общее развитие подобных средств РЭБ в мире.

Кстати, в первую очередь «Дротики» планируют поставить на вооружение Сил специальных операций.

Источник

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Спецназ вооружают фотонными «Дротиками»