Новый русский флот. Пляски вокруг УДК

Взять и совместить Все наверняка знают историю с французскими «Мистралями» — крупными универсальными десантными кораблями (УДК), которые Россия так и не получила. Можно напомнить: еще в 2010 году Россия и Франци...

Взять и совместить

Все наверняка знают историю с французскими «Мистралями» — крупными универсальными десантными кораблями (УДК), которые Россия так и не получила. Можно напомнить: еще в 2010 году Россия и Франция заявили о заключении сделки на строительство двух «Мистралей» для российского ВМФ на французской верфи. А еще два корабля такого же типа предполагали построить по лицензии в самой России.




Дальнейшие события вокруг Крыма и связанное с ними ухудшение отношений между Западом и Россией поставили на всем этом крест. Многих изначально удивляло то, что ведомство тогда еще возглавляющего Минобороны Анатолия Сердюкова предпочло западные корабли вместо российских. Сердюкова (справедливости ради замечу: далеко не самого худшего министра обороны в истории РФ) обвиняли в «сдаче национальных интересов», «потакании Западу» и прочих в значительной степени надуманных грехах.

В реальности все намного проще: у России нет ни опыта строительства УДК, ни опыта их использования. Есть, конечно, свое судостроение. Еще в советские годы строили самые разные десантные корабли, некоторые из них и сейчас служат ВМФ РФ. Так, например, за все годы СССР ввели в строй четырнадцать больших десантных кораблей проекта 1171. Из условно нового — большой десантный корабль проекта 11711. Головной корабль — «Иван Грен» — спустили на воду в 2012-м. Вторым кораблем серии станет «Петр Моргунов».

Однако опыт советских/постсоветских проектов здесь мало поможет. Формально УДК — подкласс десантного корабля. Фактически же это новый класс судна. Его необходимость остро ощутили США во время войны во Вьетнаме. Когда взаимодействие разных десантных групп вскрывало множество проблем, которые с особой силой дали бы о себе знать во время «глобального» конфликта: высадить людей и технику на укрепленный плацдарм архисложно.

Выходом стало совмещение в рамках одного проекта корабля ударных, десантных и управленческих функций. Вертолеты могут высадить первую волну, которая частично зачистит побережье. Затем на него при помощи скоростных катеров высадятся части с техникой и тяжелым вооружением. Американцы, например, все это могут десантировать с помощью катеров LCU или LCAC. Крупных и грузоподъемных. В целом, по грузоподъемности один УДК может заменить десять «обычных» больших десантных кораблей. Со стороны — очень выгодное вложение средств.

Есть некоторые различия в понимании концепции. Так, новейшие УДК ВМС США типа «Америка» серии Flight 0 не имеют доковой камеры для вышеперечисленных плавсредств, но зато у них есть дополнительных ангар и мастерские. Тут сделана ставка на воздушный потенциал. Однако, в целом, нужно понимать, что любой универсальный десантный корабль является очень дорогим, очень сложным и при этом довольно уязвимым от атак с воздуха: не каждый УДК несет истребители пятого поколения, как «Америка». Это, конечно, совсем не говорит о том, что универсальные десантные корабли не нужны. Совсем наоборот.


 

Новый поворот

Отказ от «Мистралей» больно ударил по потенциалу российского флота, особенно если учесть, что единственный условный авианосец — «Адмирал Кузнецов» — ремонтируется и не может воевать. И его ремонт может быть «вечным».

Поэтому в России не раз предлагали альтернативные варианты. Сейчас история получила новое развитие. В октябре издание «БИЗНЕС Online» сообщило, что Судостроительная корпорация «Ак Барс», куда входит Зеленодольский завод им. Горького и которую возглавляет Ренат Мистахов, претендует на разработку УДК. Корабль якобы разработает Зеленодольское проектно-конструкторское бюро.

Судя по всему, это не просто слухи. Ранее, в сентябре этого года, появилась неподтвержденная информация о том, что керченский филиал завода им. Горького возьмется за универсальные десантные корабли. «Два универсальных десантных корабля (УДК, их также называют вертолетоносцами) водоизмещением до 15 тысяч тонн планируется заложить на керченском судостроительном заводе «Залив», который, как известно, контролируется заводом им. Горького», — написало тогда издание «БИЗНЕС Online» со ссылкой на ТАСС. Закладку планируют на май 2020 года, а головной вертолетоносец флот должен получить до конца 2027 года.


 

Проект раздора


Со стороны все выглядит неплохо. У страны еще есть деньги, а также желающие построить новые корабли. Но все не так однозначно, если присмотреться. В августе 2014 года Украина заявила, что зеленодольское предприятие силой захватило ОАО «Керченский судостроительный завод „Залив“», который ранее принадлежал украинскому олигарху Константину Жеваго. И 15 марта того же годы США ввели санкции против завода им. Горького, хотя ранее предприятие и так сталкивалось с западными ограничениями.


Еще больше экспертов удивило иное. По мнению начальника сектора проектного отдела ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Алексея Лициса Россия имеет «куда более прокачанные с точки зрения строительства больших кораблей "‎Севмаш"‎, Балтийский и Волго-Балтийский заводы, а сейчас готовится к запуску дальневосточный завод "‎Звезда"‎».

Есть и другие точки зрения. Все та же «БИЗНЕС Online» приводит мнение Владимира Леонова о том, что санкции — вовсе не приговор для завода. А в новом материале издание рассматривает другие стороны этого вопроса, говорящие в пользу того, что выбор сделали правильно. Эксперты считают, что Балтийский завод и Адмиралтейские верфи сейчас и так сильно загружены, а керченский «Залив» имеет большой сухой док и вообще многое из того, что нужно для строительства большого корабля. Наконец, специалисты акцентируют внимание на развитии крымской промышленности, что в нынешних условиях крайне важно для действующей власти.


 

Деньги и корабли


Заказ на проектирование столь крупного корабля — это огромная ответственность, но кроме этого еще и гигантские деньги. Эксперты полагают, что основную выгоду здесь получает Татарстан, владеющий основным пакетом акций Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (75% минус одна акция). «На проектирование и строительство УДК выделят десятки миллиардов рублей… Это очень прибыльно и выгодно. Поэтому-то за участие в создании УДК сегодня и идет серьезная подковерная борьба», — отметил источник в беседе с «БИЗНЕС Online».

С технической стороны все одновременно просто и сложно. Зеленодольское бюро основали в 1949 году. Начав работу с охотников за субмаринами, инженеры КБ разработали крупнейшие в мире боевые корабли на подводных крыльях типа «Сокол», а также, например, сторожевой корабль проекта 11540. Это серьезные достижения. Но как мы уже писали выше, в России никогда не строили полноценные УДК, а разработанные ранее корабли не имеют с ними почти ничего общего.



Так что перспективы первого русского универсального десантного корабля более чем туманные. Лучше всего это видно на примере уже вышеупомянутого большого десантного корабля «Иван Грен», который заложили еще в 2004 году, а в эксплуатацию ввели лишь в 2018-м. А про то, нужны ли вообще России универсальные десантные корабли, мы поговорим как-нибудь потом.

https://topwar.ru/164434-novyj...

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Новый русский флот. Пляски вокруг УДК