Зачем подделывают золото из золота?

В стане спекулянтов золотом паника. Еще понятно было, когда в золотую фольгу заворачивали вольфрамовые слитки, но теперь золотые слитки подделывают из золота, причем высочайшего качества. Золотые слитки с логот...

304

Поддельные брендовые золотые слитки выводят криминальное золото на мировые рынки

В стане спекулянтов золотом паника. Еще понятно было, когда в золотую фольгу заворачивали вольфрамовые слитки, но теперь золотые слитки подделывают из золота, причем высочайшего качества.

Золотые слитки с логотипами крупных аффинажных заводов на поддельной печати наводняют мировой рынок.

За последние три года, поддельные слитки на сумму не менее 50$ млн., на которых были нанесены штампы с логотипами швейцарских аффинажных заводов, были обнаружены всеми четырьмя ведущими золотодобытчиками Швейцарии, а так же обнаружены в хранилищах JPMorgan Chase. Но эти слитки фактически не производились на этих предприятиях.

Поддельные золотые слитки — блоки из более дешевого металла, покрытого золотом — относительно распространены на рынке золота и легко обнаруживаются. Но четверо из руководителей заявили, что было найдено 1 000 поддельных слитков стандартного размера весом в один килограмм из золота. Это небольшая доля продукции золотодобывающей промышленности, которая производит от 2 до 2,5 миллионов таких слитков в год. Но подделки из золота и великолепны по качеству, поэтому, по словам главы крупнейшего в Швейцарии аффинажного завода, возможно, еще тысячи остались незамеченными.

Как отмечают участники рынка, эти слитки являются идеальным средством платежа для торговцев наркотиками или террористов всех мастей.

«Последние поддельные слитки … очень профессионально сделаны», — сказал Майкл Месарик, исполнительный директор аффинажного завода Valcambi. Он сказал, что, может быть, найдены несколько тысяч, но есть вероятность, что в обращении еще есть «тысячи и тысячи» и производство прогрессирует.

Подделки в этих случаях более тонкие: золото настоящее, очень высокой чистоты, с подделкой только маркировки. Поддельные бренды — это относительно новый способ пренебречь глобальными мерами по блокированию ископаемых  из конфликтных регионов и предотвращению отмывания денег. Такие подделки представляют проблему для международных аффинажных предприятий, финансистов и регулирующих органов.

Высокие цены на золото вызвали бум неформальной и нелегальной добычи с середины 2000-х годов. Без печати клейма на престижном аффинажном заводе такое золото сбывается в мир криминала с большой скидкой. Путем пиратства швейцарских и других крупных брендов, металл, который был добыт или обработан в местах, которые иначе не были бы законными или приемлемыми на Западе — например, в некоторых частях Африки, Венесуэлы или Северной Кореи — может быть выведен на рынок.

Поддельные брендовые золотые слитки выводят криминальное золото на мировые рынки

Пока не ясно, кто делает слитки, найденные до сих пор, но руководители и банкиры сказали Reuters, что, по их мнению, большинство из них происходит из Китая, крупнейшего в мире производителя и импортера золота, и вышли на рынок через дилеров и торговые дома в Гонконге, Японии и Таиланд. После этого они были приняты основным торговцем золотом в этих местах и быстро распространяются через цепочки поставок по всему миру.

Слухи о «пиратских» слитках начали тихо распространяться в кругах золотодобывающей промышленности после первой половины 2017 года, когда JP Morgan, один из пяти банков, которые завершают торги на лондонском рынке золота стоимостью 10$ трлн долларов в год, обнаружил, что его хранилища содержали как минимум два золотых килобруса с одинаковым идентификационным номером.

JP Morgan отказался напрямую отвечать на вопросы о мошеннических слитках или комментировать какие-либо подробности из этой истории. «Наша стандартная практика заключается в немедленном оповещении соответствующих органов власти и аффинажные заводы, если мы обнаружим неправильно маркированные слитки золота во время обычных проверок и процедур», — говорится в сообщении банка. «К несчастью, нам еще предстоит инцидент, который приведет к убыткам для фирмы или клиента».

Шанхайская биржа золота, которая регулирует рынок золота в Китае, заявила, что ей не известно о том, что поддельные слитки производятся или транспортируются через Китай. «Шанхайская биржа золота создала основательную систему доставки и хранения. Процесс поступления золота (материала) на склад строго регламентирован и соответствует правилам », — сказано в сообщении.

Поддельные брендовые золотые слитки выводят криминальное золото на мировые рынки

Когда другие, кто хранит и торгует таким золотом, нашли «пиратские» слитки, они вернули их соответствующему аффинажному оператору, некоторые из которых работают в Азии. По словам обогатительных предприятий, о возвращении слитков в Швейцарию переработчики сообщили швейцарским властям, которые их конфисковали.

Швейцарская таможня заявила, что в 2017 и 2018 годах было сообщено о 655 поддельных слитках местным прокурорам в Тичино, регионе, граничащем с Италией, в котором находятся три из четырех крупных швейцарских обогатительных завода. «Во всех случаях маркировка слитков весом 1 кг была поддельной», — сказал сотрудник электронной почты по электронной почте, не комментируя дальше.

Государственный обвинитель в Тичино подтвердил, что получил три сообщения о золотых слитках с подозрительными серийными номерами, но сказал, что не может раскрыть больше информации. Полиция в Невшателе, где расположен другой крупный аффинажный завод Швейцарии, сообщила, что ни она, ни местные прокуроры там не получали сообщений о каких-либо поддельных слитках. Генеральный прокурор Швейцарии заявил, что в настоящее время ее ведомство не занимается этой темой.

Руководители аффинажного завода сообщили, что «пиратские» слитки были зарегистрированы и в других странах.

Килобрусы (kilpbars) маленькие — по размеру и толщине соответствуют мобильному телефону, в отличие от 12,5-килограммовых золотых слитков, которые обычно хранятся в хранилищах центральных банков мира, очень удобны в обращении. Килобрусы (kilpbars) являются наиболее распространенной формой золота в обращении по всему миру, передаваясь между банками, аффинажными заводами, дилерами и частными лицами. Идентификационные признаки, отпечатанные на поверхности бара, включают логотип завода, который его изготовил, его чистоту, вес и уникальный идентификационный номер. Каждый из них стоит около 50 000$ в текущих ценах.

В некоторых частях Юго-Восточной Азии люди часто используют золото вместо денег для крупных покупок, таких как недвижимость, говорят банкиры и аналитики. «Это единственный инвестиционный инструмент, который идет от институциональных инвесторов, таких как банки, к населению и обратно», — сказал руководитель швейцарского завода.

В Китае почти весь экспорт золота запрещен как часть строгого, давнего контроля страны за движением капитала. Это стимулировало спрос среди состоятельных китайцев, которые хотят отправить деньги из страны, чтобы найти способы контрабанды.

По оценкам Кэмерона Александра, руководителя отдела исследований драгоценных металлов в консультанте GFMS Refinitiv, Кэмерон Александер, около 400-600 тонн золота каждый год проникает через границу от материкового Китая в Гонконг в автомобильных шинах и фургонах для доставки овощей. Тем не менее таможня Гонконга заявила, что за последнее десятилетие не получала жалоб на слитки с поддельными товарными знаками.

В Японии также существует давно существующая проблема контрабанды золота, в которой могут быть использованы поддельные бренды, заявили руководители пффинажного завода.

По словам топ-менеджеров, швейцарские бренды — не единственные пиратские бренды. Четыре крупнейших аффинажного завода Швейцарии — Valcambi, PAMP, Argor-Heraeus и Metalor — перерабатывают около 2 000-2 500 тонн золота в год на сумму около 100$ млрд. Их торговые марки являются одними из самых распространенных и заслуживают доверия в отрасли. PAMP и Metalor отказались комментировать вопросы. В Аргор сказали, что всегда существует риск подделки брендов, и рекомендовал людям покупать слитки только у проверенных дистрибьюторов.

Для покупателей пиратские слитки представляют собой угрозу соблюдения санкций. Любой, кто владеет таким металлом, включая ювелиров, банки и фирмы, занимающиеся электроникой, рискует непреднамеренно нарушить глобальные правила, призванные не допустить обращения металла неизвестного или криминального происхождения. Правила направлены на прекращение поставок золота, которые финансируют конфликты, терроризм или организованную преступность, наносят ущерб окружающей среде или подрывают национальные правительства.

Правительства в Америке и Европе законодательно предписывают банкам и производителям таких предметов, как ювелирные изделия и электроника, брать на себя большую ответственность за своих поставщиков минеральных ресурсов. Например, статья в законе Додда-Франка, принятая Соединенными Штатами, обязывает американские компании раскрывать, поступило ли используемое ими золото из стран Центральной Африки, где оно могло быть добыто для финансирования конфликта.

JP Morgan отреагировал на это открытие, решив прекратить покупать любое золото в Азии на вторичном рынке. JP Morgan от комментариев отказался.

Другие банки также ограничили закупки золота в Азии, сообщили более 15 человек из отрасли.
Агентство Reuters обратилось к пяти крупным банкам, которые торгуют золотом в Азии, некоторые из которых имеют хранилища.

HSBC отказался комментировать.
Лондонская ассоциация рынка слитков (LBMA) сказала, что не нашла подделок.
UBS не стал комментировать.
Standard Chartered отказалась от комментариев.
ANZ заявила, что она покупает у «избранной группы контрагентов».
Из ICBC Standard не был доступен для комментариев.

Поддельные брендовые золотые слитки выводят криминальное золото на мировые рынки

Количество обнаруженных поддельных слитков сократилось с 2017 года. Однако, это говорит не об уменьшении подделок, а о том, что подделки становятся все более изощренными, поэтому проблема возрастает.

В 2017 году, по словам Месарича из Valcambi, были найдены сотни слитков с одинаковым идентификационным номером. По словам других переработчиков, на маркировке слитков также были допущены орфографические ошибки, недостатки в изображениях логотипов или слишком глубокий или неглубокий отпечаток.

По словам Месарича, сегодня подделки выполняются более точно, используя сложный механизм. Там все еще могут быть мелкие дефекты, но это легко не заметить при проверке.

Самый надежный способ выявления подделок — проверить их чистоту. Золото доступно на мировых рынках с разной степенью чистоты: для профессионально производимых слитков наиболее распространенным стандартом является 99,99%, известный в торговле как «четыре девятки». Анализ трех поддельных марочных слитков одним швейцарским заводом показал, что чистота одного составила 99,98%, а другого — 99,90%.
Несмотря на отсутствие законных профессиональных стандартов, даже такой уровень чистоты трудно достичь, и для его обнаружения требуется современное оборудование.

Швейцарская таможня сообщила, что из 655 слитков, о которых сообщили местные прокуроры в Тичино, в некоторых случаях чистота упала чуть ниже 99,99%. Сколько не уточняли.

«Уровень контрафакта становится действительно хорошим. Даже нам это трудно определить», — сказал руководитель швейцарского завода, который говорил на условиях анонимности. «Они, однако, немного менее чисты, потому что люди, делающие подделки, не имеют оборудования, которое есть у нас».

Аффинажные заводы отвечают на вызов технологией.

В этом году Metalor начал наносить пятна чернил на свои стержни. Как и функции безопасности на банкнотах, они отображают различные функции при просмотре при определенном освещении или через фильтры. PAMP и Valcambi выполняют сканирование микроповерхностей своих стержней и поставляют машины или телефонные приложения, которые могут сканировать каждое из них и проверять, соответствуют ли их поверхности записям аффинажного завода. Аргор сказал, что у его слитков были различные функции безопасности, но отказался уточнить по соображениям безопасности.

LBMA, которая аккредитует мировые аффинажные заводы, чтобы гарантировать качество своей продукции, разрабатывает стандарты для функций безопасности. Он также предложил глобальную базу данных, содержащую информацию о каждом произведенном слитке, в качестве способа перекрестной проверки продуктов, чтобы добавить дополнительный уровень безопасности. «Любая функция безопасности может быть дублирована, что находится на самом слитке», — сказал исполнительный директор LBMA Рут Кроуэлл.

Большинство функций безопасности переработчиков были введены недавно, и до 2020 года не планируется создание единой глобальной базы данных.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Зачем подделывают золото из золота?