Манифестация. 17 октября 1905 года
1907, 184×322 см
Цифры и факты
- Почти 300 произведений собрано на выставке: около 170 живописных и 130 графических работ
- В проекте поучаствовали 21 музей России, 7 зарубежных музеев (Финляндия, Чехия, Белоруссия) и 7 частных собраний
- Последний раз выставка Репина подобного масштаба проходила в 1994 году
- Выставка продлится небывалых 5 месяцев, а затем отправится на гастроли в парижский Пти-Пале и хельсинкский Атенеум
- Во избежание многочасовых очередей билеты на выставку продаются только дистанционно, и на момент написания этой статьи они раскуплены на 3 недели вперед
- Ретроспектива охватывает 50 лет творчества художника – с 1870-х по конец 1920-х годов
- Выставка делится на 14 разделов: «Академия художеств. 1864–1872», «Пенсионер Академии в Европе. 1873–1876», «Крестный ход. 1877–1924», «Смех и танец. Энергия жизни», «Народническая серия. Вторая половина 1870-х — 1892», «Евангельские и житийные сюжеты. 1880–1890-е», «Портрет. 1870–1880-е», «Предчувствие революции. 1900–1910-е», «Лев Толстой. 1887–1909», «Портрет второй половины 1880-х — 1890-е», «Судьба творческой личности», «Пенаты. 1903–1918», «В эмиграции. 1920-е», а также исследовательский раздел, представляющий работу реставраторов, в частности, над поврежденным «Иваном Грозным, убивающим своего сына»
- Некоторые вещи представлены впервые: например, «Крестный ход в дубовом лесу» из чешской галереи в Градец-Кралове
- Организаторам удалось привезти монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» из Русского музея, которое в силу своих размеров (4 на 9 метров) лишь однажды покидало стены музея
- После недавних инцидентов с картинами Репина и Куинджи на выставке выстроена серьезная система безопасности: увеличено количество охраны, работы из фондов самой Третьяковской галереи защищены специальным стеклом, а банк ВТБ снабдил все работы индивидуальной сигнализацией
Искусство экспонирования
Кураторы ретроспективы Татьяна Юденкова и Нина Маркова построили экспозицию одновременно по хронологическому и тематическому принципу. Всеобъемлющее многообразие работ Репина,обилие тем, сюжетов, увлечений и интересов художника за практически полвека творческой жизни очень легко могли бы перерасти в пеструю многоголосицу, заглушающую, собственно, сам голос художника, путь его развития — магистральную идею выставки. Однако выставка логично «читается» — по порядку, глава за главой, открывая как важные вехи жизни художника, так и ключевые темы его живописи.
Выставочная архитектура,созданная Евгением Ассом и Ольгой Аистовой,обрамляет и формирует экспозицию. Где-то монументальная и торжественная, где-то деликатная, почти незаметная,архитектурная концепция создает то самое ощущение книги,открывающейся глава за главой в анфиладе залов. Нейтральные сероватые стены акцентируют внимание на бушующей репинской яркости и подчеркивают то взрывную энергетику,то — тонкий психологизм и внимание мастера к своей модели.
Одновременно с этим архитекторы позволили себе и пару драматических (а для кого-то наверняка и ироничных) акцентов. Выставка открывается пустым прямоугольником на стене, символизирующим «Ивана Грозного, убивающего своего сына»: работа была повреждена вандалом и сейчас находится на реставрации.
Конечно, непростое состояние сохранности предмета и так не позволило бы транспортировку из главного здания музея на Крымский Вал, но акцентированное отсутствие работы не только на выставке, но и в целом, в экспозиции музея, открывает новые смыслы, часть из которых сформулировал сам Евгений Асс: «Она, мне кажется, у каждого русского человека запрятана в сознании. Её даже показывать не надо. <…> Третьяковской галерее не хотелось напоминать об этой действительно драматической истории с нападением. Но мне, кажется, удалось убедить, что это не будет связываться в сознании людей с травмой, а будет говорить о вмонтированности Репина в наше художественное сознание». И действительно — иногда пустота звучит громче, чем привычный трагический образ,а знакомая со школьных учебников работа становится заметнее, даже физически отсутствуя на выставке.
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
1885, 199,5×254 см
Источник фото: Петр Ковалев,ТАСС
Другой важной находкой Асса стало оформление «Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года». Огромное полотно, практически 4 на 9 метров, словно специально помещено в небольшой зал, совсем не соответствующий его размерам. За этой кажущейся несогласованностью скрывается удивительный эффект — зритель не наблюдает за заседанием издали,а находится столь близко, что становится полноправным участником, погружается в происходящую сцену. Архитектурной рифмой стала и стена напротив полотна, покрашенная в тот же темно-красный цвет и оформленная белыми колоннами.
Вдобавок зритель может подняться на этаж выше и увидеть все полотно глазами Репина, с высоты: «Вся картина написана немного сверху. Такое впечатление, что художник немного взлетел над горизонтом: видны затылки и перспектива этого зала» — поясняет Евгений Асс.
Автопортрет за работой
1915, 125×94 см
«Что делать,может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие»
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре
1879, 204,5×147,7 см
Возвращение в детство
Посетителей на выставке предсказуемо много. Однако система продажи билетов, позволяющая зайти только в определенное время строго определенному количеству людей, делает посещение вполне комфортным — безумного столпотворения нет. Молодая посетительница радостно отмечает, что фотографировать не разрешают, смотрители строго за этим следят — на Куинджи из-за «бесконечных фотосессий» самих работ зачастую не было видно. Кто-то, правда, иронично замечает, что «выносить у них картины можно, а фотографировать нельзя…»Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану)
1891, 203×358 см
У многих выставка вызывает противоречивые чувства — сказывается то самое школьное наследие. Родители, которые привели детей знакомиться с великим мастером, тяжко вздыхают, видя, что«Бурлаки на Волге» по-прежнему не вызывают интереса даже в живую. «Каникулы строгого режима» — шутят родители в соцсетях под фото невеселых детей на выставке. К счастью, тем, для кого сочинения по литературе уже в прошлом, встречи с давно знакомыми работами даже нравятся. Выставка Репина для них — словно встреча с полузабытым другом детства, а некоторые говорят, что «когда заходишь в зал, ощущение, что пришел к себе домой».
Садко
1876, 322×230 см
Особый интерес предсказуемо вызывает мастерство Репина-портретиста. Татьяна Юденкова, один из куратором выставки, отчасти объясняет этот феномен тем,что Репин«обращает внимание на лицо,и в каждом лице он дает отдельную характеристику. Начиная с „Бурлаков“, через „Крестный ход“, через „Госсовет“, через „Манифестацию“. И это его отличает от поколения художников более позднего времени, где толпа оказывается обезличенной».
Воскрешение дочери Иаира
1871, 229×382 см
На что стоит посмотреть
«Бурлаки», по меткому замечанию Корнея Чуковского, все так же «сверкают нарядными, необыкновенно „звонкими“ красками». Рядом с «Бурлаками» можно найти их более ранний вариант, эскизы и наброски, дающие представление о том пути, который прошел Репин-живописец, создавая одно из своих ключевых, программных произведений.Бурлаки на Волге
1873, 131×281 см
Крестный ход в Курской губернии
1883, 175×280 см
«Крестный ход в Курской губернии» соседствует с работой «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона». Последнюю художник писал более 45-ти лет, заканчивая уже в эмиграции, а потому очень тонко передал свои ощущения от произошедшей в России революции. Взрывная и мощная как по своему колористическому решению, так и по композиции, эта работа пережила немало переделок. «Крестный ход в Курской губернии» купил Третьяков, а над «Явленной иконой» Репин продолжал работать, и, хотя успел показать на 2 выставках, дважды переписал практически полностью — в 1914 и в 1924 годах, стерев весь красочный слой пемзой и написав заново перед продажей чешскому коллекционеру Томашу Магличу.
Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона
1924
Портреты Репина могли бы составить отдельную выставку — галерея исторических личностей, семьи и друзей, заказчиков и просто случайных моделей дает удивительно полное, хоть и пестрое представление о жизни России конца XIX — начала ХХ века.
Портрет пианистки С. И. Ментер
1887, 107×115 см
Портрет Мусоргского — взъерошенного и красноносого — трогает своей теплотой и дружеской грустью. Модест Мусоргский умрет вскоре после того, как Репин закончит работу. Тонкий и психологичный, этот портрет, написанный всего за 4 сеанса, рассказывает о тяжести болезни, об угасании — и в то же время о несгибаемом характере, о блестящем таланте и о самой личности, сложной и противоречивой.
Портрет композитора М.П. Мусоргского
1881, 71,8×58,5 см
Портрет Льва Толстого становится одой величию и духовной монументальности писателя. Подчеркнутая простота черной одежды, светлый аскетичный фон, отрешенное выражение лица — кажется, портрет писателя может рассказать о нем едва ли не больше, чем прижизненные фотографии.
Портрет писателя Л.Н. Толстого
1887, 124×88 см
Наталья Нордман-Северова — вторая супруга художника. И хоть они и не были венчаны, влияние этой удивительной женщины на жизнь Репина сложно переоценить. Сумасбродная оригиналка, она обладала множеством талантов — писала книги, фотографировала, популяризировала вегетарианство как средство борьбы с голодом, боролась за сокращение рабочего дня прислуги в их с Репиным Пенатах… Не канонически красивая, но обладающая удивительной харизмой, эта женщина предстает на их совместном портрете такой, какой ее любил Илья Репин — зрелой женщиной с веселым взглядом, удивительной подругой великого мастера.
Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман
1903, 78.5×130 см
Удивительная работа, которой говорят, будто это самое крупное произведение русское живописи, была довольно революционной для своего времени — на заседания госсовета Репин приносил с собой фотоаппарат, чтобы успеть все запечатлеть. Из-за болезни рук художнику приходилось работать над картиной со своими помощниками, Иваном Куликовым и Борисом Кустодиевым — и несмотря на это, на каждый из 60 портретов-набросков все равно приходилось не более 4 сеансов. Удивительное, гипнотизирующее впечатление, производимое«Советом», усиливается благодаря небольшой странности — некоторые герои сидят, другие ходят: Репин совместил на одном полотне и чтение рескрипта императором, и раздачу памятных медалей. Знатоки истории любят замечать, как написан портрет Константина Победоносцева — зримая иллюстрация антипатии Репина к государственному деятелю.
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения
1903, 400×877 см
Гопак
1927, 174×210 см