Семь недель в открытом море без еды: как американские военные моряки спасли советских солдат, попавших в беду

Специально для mixstuff – Игорь Абрамов Советские военнослужащие с самоходной баржи Т-36 Почти шестьдесят лет назад четверо советских военнослужащих дрейфовали в Тихом океа...

Специально для mixstuff – Игорь Абрамов

Советские военнослужащие с самоходной баржи Т-36

Почти шестьдесят лет назад четверо советских военнослужащих дрейфовали в Тихом океане почти без пищи и без надежды на спасение. Несмотря на то, что это происходило в разгар холодной войны, они были спасены авианосцем ВМС США.

«Около 9 часов утра шторм усилился, проволочный трос порвался, и баржу понесло к скалам. Мне сказали, что топлива осталось на три часа, и я решил посадить баржу на мель. Это было рискованно, но другого выбора не было. Первая попытка потерпела неудачу – мы врезались в скалу. Мы чуть не разбились, но сумели пройти скалы, хотя баржа получила пробоину, и вода начала заливать машинное отделение. За скалами был виден песчаный пляж, и я направил судно к нему. Мы почти дошли, баржа уже касалась дна, но потом оказалось, что топлива больше нет. Двигатели заглохли, и судно было унесено в открытое море».

Так сержант Асхат Зиганшин вспоминал о начале их 49-дневной одиссеи 17 января 1960 года у побережья одного из Курильских островов во время разгрузки грузового корабля.

Четверо военнослужащих строительных войск, Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов, находились на маленькой самоходной барже, которая дрейфовала около 2 тысяч километров. Радио вышло из строя, но им удалось быстро заделать пробоину в корпусе. Тем не менее, была гораздо более серьезная проблема: у них почти не было пищи. Оставалась только одна буханка хлеба, немного гороха и проса, ведро картофеля и кувшин с жиром. Было также  немного воды, но она предназначалась для охлаждения двигателей, и поэтому неудивительно, что в ней была какая-то ржавчина.

Они быстро поняли, что найдут их нескоро. Зиганшин нашел газету, в которой говорилось, что район, где они находились, закрыт для навигации, потому что там планировалось испытание ракеты. Солдаты стали экономить пищу. Сначала они ели один раз в день – каждый получал по миске супа. Они готовили его, используя пару картофелин и ложку жира. Трижды в день они пили понемногу воды.

Однако, к 23 февраля пища все же закончилась. Они пытались ловить рыбу, но она не попадалась. Однако, вокруг баржи кружили акулы. Поэтому солдатам пришлось варить и есть свои кожаные сапоги и ремни, а также кожаные части аккордеона. В конце концов, они сильно ослабли и начались галлюцинации.

Самое примечательное, однако, что в этих ужасных условиях советским солдатам удавалось сохранить высокий моральный дух.

«Паники или депрессии не было до самого конца. Позже механик «Королевы Марии», который привез нас из США в Европу, рассказывал мне, что был в похожей ситуации: после сильного шторма радио на их корабле не работало две  недели. Из 30 членов экипажа несколько умерли, но не от голода, а от страха и постоянных драк за еду и воду», – вспоминал Зиганшин.

На барже Т-36 ничего подобного не было. Они делили свою пищу поровну, и никто не пытался получить какие-то преимущества за счет других.

К 7 марта у них оставалось только половина чайника пресной воды, один кожаный сапог и три спички… К счастью, их обнаружил авианосец ВМС США Kearsarge. Сначала советские солдаты не хотели покидать свою баржу, а вместо этого просили американцев снабдить их необходимым топливом и пищей.


Истощённые Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин (в центре) рассказывают о своих злоключениях американскому моряку после спасения на борту  американского судна «Kearsarge» 

Однако, затем они все же передумали и поднялись на борт. После того как их накормили, солдаты заснули и спали несколько суток. А когда проснулись, сильно испугались, осознав, что потеряли свою баржу и находятся на американском судне. Они боялись, что по возвращении домой их объявят дезертирами.

Однако, эти опасения оказались напрасными. Вскоре одна из главных советских  газет опубликовала статью о них под названием «Сильнее смерти». Они были героями, как в Советском Союзе, так и в США. Их приветствовали как героев в Сан-Франциско (мэр города вручил им символический ключ от города), а также в Нью-Йорке.


Четверо советских военнослужащих фотографируются во время экскурсии по Сан-Франциско

В Москве их принял министр обороны СССР, а затем было множество встреч в самых разных местах. Их портреты были в каждой газете и на каждой журнальной обложке. Об их испытаниях были написаны песни, и одну из них сочинил популярный поэт и певец Владимир Высоцкий. В народной песне «Зиганшин-блюз» были такие слова: «Зиганшин ел свой второй сапог». Об их испытании даже был снят фильм.


Встреча в аэропорту Внуково

Эти четверо парней были настоящими национальными героями, и так продолжалось до космического полета Юрия Гагарина в апреле следующего года. Слава первого человека в космосе затмила страдания четырех солдат.

.


© Mixstuff 2012. Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта mixstuff.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.


[ comments ]

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Семь недель в открытом море без еды: как американские военные моряки спасли советских солдат, попавших в беду