Нужна ли нашему образованию пятибалльная система оценки знаний?

Картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка». Фото: www.globallookpress.com Реформаторам от образования, превратившим экзамены в викторину, теперь уже мало традиционной русской пятибалльной системы школ...
Нужна ли нашему образованию пятибалльная система оценки знаний?
Картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка». Фото: www.globallookpress.com

Реформаторам от образования, превратившим экзамены в викторину, теперь уже мало традиционной русской пятибалльной системы школьных оценок, по которой тоскуют в отказавшихся от нее соседних государствах

Круглый стол в «Известиях» с участием адептов новейшего российского образования, эксперименты которых над подрастающим поколением не критиковал только ленивый, четко показал, что останавливаться реформаторы не собираются. Видимо, процесс превращения наших детей в «идеальных потребителей» и «эффективных менеджеров» нового мирового порядка ещё не дошел до стадии воспроизводства и необратимости. Все видели эти субтильные стайки с крашеными волосами и пластиковыми стаканчиками из-под кофе в руках на протестных акциях в Москве? Неплохо видеть и тех, кто создал инкубаторы по их выпуску. Тем более, что реформаторам всё мало! Теперь они замахнулись на пятибалльную оценку знаний учеников в школах.

Бизнес запрашивает

Этого мужчину за глаза называют «Отец ЕГЭ». И не зря называют - не будь его, счастье сие, возможно, нас бы миновало. А так имеем, что имеем, и если он и дальше продолжит претворять свои инновации в жизнь, то поимеем еще массу всего другого.

И ЕГЭ, и ОГЭ - не пятибалльные системы, основанные на «вычитании»: чем больше отступил от канона, тем ниже отметка, они - накопительные»,

- сказал на вышеупомянутом круглом столе руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, Виктор «Отец ЕГЭ» Болотов.

Он напомнил, что уже были попытки перехода на многобалльные системы, например, рассматривался большой проект по 12-балльной системе.

школа

Фото: www.globallookpress.com

По мнению Болотова, 100-балльная система в школе не пойдет, потому что отличать 55 от 57 учителю без специальных психометрических процедур нереально...

Да, отказ (от пятибалльной системы) обсуждается. Но для изменений нужно прежде всего повышение квалификации учителей. Мы выходим на популярные сегодня 4 «К»: креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация. Это навыки XXI века, которые активно обсуждает бизнес. Провели опросы, чего не хватает выпускникам высшей школы. Бизнес говорит: «Неумение работать в командах»,

- отметил Болотов.

«Там очень много работы, - поддержал коллегу заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. - Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания».

Вот такие у нас, как выяснилось, непродвинутые учителя, которых еще не коснулась живительная специальная психометрическая процедура. И, в целом, народ у нас «отсталый», ибо, как показал недавний июльский опрос ВЦИОМ, 77% жителей России «отмечают ухудшение знаний выпускников школ из-за введения ЕГЭ», около 65% выступают за отмену тестовых заданий и 71% респондентов уверен, что после введения ЕГЭ оценка знаний школьников стала формальностью.

Ну что взять с таких, которые не понимают своего счастья жить в эпоху переформатирования русского человека под прогрессивные общемировые стандарты? Хотят, чтобы отсталые русские школы, как по старинке, выпускали грамотных, разносторонне образованных людей, а не менеджеров, умеющих работать в командах по запросу мирового бизнеса.

школа

Фото: www.globallookpress.com

Народ против

Считаю, что эксперименты над системой образования давно пора прекратить, - убеждена создатель ряда авторских программ и мать школьницы Олеся Лосева. - Как показала практика, ни к чему хорошему они не приводят. Как результат - снижение уровня образования, путаница в головах родителей, которые вынуждены вникать в очередные нелепые выдумки. Поколению мам и пап, привыкшим к пятибалльной шкале оценок, очень сложно будет сориентироваться в новой системе координат. Что будет эквивалентом четвёрок и троек? И как реагировать на семерку или пятёрку за контрольную? Мне кажется, это делается намеренно, для того, чтобы оправдать каждый год скатывающееся вниз по наклонной школьное образование. И потом, если эту инициативу воплотят в жизнь, как самим родителям отвечать на вопрос своих детей о том, на какие оценки они учились в школе? Ведь стыдно будет сказать, что на четверки и пятёрки».

Вот сразу видно контрпродуктивное нежелание человека меняться в связи с актуальной повесткой эпохи, непонимание им модного формата, так сказать, будущего вселенского счастья собственной дочери, отчаянное желание до последнего держаться за отжившие рудименты прошлого.

А в прошлом, кроме шуток, на самом деле, подобные эксперименты уже проходили: ввести восьми-, десяти-, двенадцатибалльную систему в образовании пытались еще при Николае I (до этого ограничивались словесными эквивалентами в спектре от «плохо» до «хорошо»), но затем остановились на пятибалльной, с градацией: 1 - «слабые успехи», 2 - «посредственные», 3 - «достаточные», 4 - «хорошие», 5 - «отличные». Как на самой оптимальной, к которой ничего не добавишь, ни прибавишь.

школа

Фото: www.globallookpress.com

И в таком практически неизменном виде система просуществовала до падения Российской империи, после, пройдя через тенета большевистских экспериментов, возродилась в тридцатые годы прошлого века словесными определениями от «плохо» до «отлично». Однако с 1944-го были возвращены цифровые баллы, что и продолжалось до тех пор, пока у некоторых не появилось желания встроить некогда независимую страну с собственной, проверенной годами образовательной системой, в один большой, безликий, псевдообразовательный, зато фастфуд.

Но больше всего в этом вопросе преуспели некогда окраины единой Русской державы, а ныне независимые государства. Так, на Украине ввели двенадцатибалльную систему школьных оценок, в Литве, Латвии, Молдавии, Грузии, Армении и Белоруссии - десятибалльную, а Казахстан и вовсе желает все удивить своей продвинутостью: к 2020 году там планируют отказаться от оценок вовсе, заменив их неким 100-балльным «суммативным оцениванием» в конце конкретного учебного периода - четверти, полугодия, учебного года. Так может быть, после этого образованность подрастающего поколения резко повысилась? Нет. Ничем особенным школьники постсоветского пространства пока не отметились, ну разве что попробовали себя дешевой рабсилой на европейских стройках и в европейских же кафе. Мало того, «окраинные» даже российских «пятибалльников» ни в чем не превзошли. И, что любопытно, стали задумываться над тем, а правильно ли поступили их собственные реформаторы, пожелавшие в суверенном угаре «до основания, а затем» разрушить старое?

школа

Фото: www.globallookpress.com

Приведем лишь высказывания по теме педагогов и школьников Минска, опубликованные в одном из белорусских изданий:

Виктория Игоревна Клименко, учитель истории, географии, обществоведения СШ №7:

Я за пятибалльную систему оценки знаний. Во-первых, это чёткая структура оценивания учащихся, во-вторых, она более понятна ученикам и родителям, в-третьих, апробирована и доказала свою эффективность. 5-балльная система позволяет объективно оценивать учащихся: 4 есть 4, а не 6, 7, 8».

Валентина Евгеньевна Щипер, учитель русского языка и литературы СШ №7:

Я за возвращение к пятибалльной системе оценки знаний. Всё-таки она более корректна. Сразу понятно, когда «неудовлетворительно», а когда «отлично». А вот с появлением десятибалльной системы у учителей зачастую возникали вопросы: что ставить – шесть, семь, восемь? Пятибалльная система более объективная, простая и действенная».

Карина Шумак, учащаяся СШ №12:

Я за возвращение к 5-балльной системе оценки знаний. На мой взгляд, она более корректна, а вот 10-балльная система расплывчата. Мне кажется, преподавателю бывает тяжело решить, какую оценку поставить ученику. Ведь грань между 6 и 7 или 7 и 8 очень тонкая. Возможно, мы зря когда-то последовали западной модели».

Отвлекающий маневр

ЕГЭ

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Самое занятное, что среди представленных мнений не было ни одного в пользу нынешней белорусской десятибалльной системы. Казалось бы, вот он - глас народный, но мнение этого народа реформаторов и внедрителей ЕГЭ никогда особо не интересовало. Главное, чтобы будущий электорат соответствовал запросам бизнеса. Потому-то они саботируют создание единого для всей страны образовательного стандарта по русской литературе и истории и, соответственно, единых учебников. Потому как тут и до общей идеологии недалеко, а это у нас по ельцинской конституции вроде как и не положено. Да и, неровен час, вспомнят новые поколения аборигенов о том, что это их земля, их страна, их цивилизации, и не захотят влиться в дружные команды международных транснациональных корпораций? Потому уж лучше им количество баллов повысить, чтобы, значит, было не просто «плохо», а еще бы и «плоховато» и «могло быть и хуже»...

После распада Советского Союза произошел переход школы от обучающего образования, от функционала, направленного на обучение, к функционалу, направленному на контроль, - поделилась с Царьградом собственным видением вопроса руководитель Программы поддержки семейного образования «Классические беседы» Ирина Шамолина. - Вся система ЕГЭ и натаскивание на тесты - яркий признак новых целей современной школы, которую можно сформулировать как «результат проверки знаний». И школа стала плохо учить. Потому что вопрос контроля результата - вопрос второстепенный по сравнению с вопросом обучения».

По мнению эксперта, «вопрос обучения состоит из программы, которая реализовывается в школе, и набора предметов, которые преподаются в ней, то есть какие предметы изучаются, по каким учебникам это делается, и сколько часов на это выделяется. Все это ложится на фундамент мотивации детей к учебе».

«Сейчас вопрос мотивации стал очень размытым, когда ребенку с первого класса говорят, что нужно учиться для того, чтобы потом хорошо зарабатывать деньги, - уточнила Шамолина. - Это сомнительная мотивация не только с точки зрения понятийного аппарата ребенка, но и с точки зрения нравственности. Но всё это оказывается второстепенными по сравнению с вопросом: а как мы оцениваем знания? Размышляя о вопросе оценки знаний, мы всегда должны понимать, что это некая «средняя температура по больнице». В семейном обучении мы вообще не используем оценки, у ребенка есть определенный набор тем по математике, которые он должен освоить. Я должна понять, овладел ли ребенок темой, может ли пользоваться полученными знаниями или нет? И оценка тут будет своего рода лукавством. Ну что такое, например, знание распределительного закона на три или на четыре? Ребенок либо знает этот закон, либо не знает».

школа

Фото: www.globallookpress.com

В свою очередь, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, диакон Владимир Василик рассказал, что считает дискуссии об увеличении количества оценочных баллов «отвлекающим маневром».

Это все отвлечение от реальных проблем нашей школы, а они действительно серьезные, - убежден отец Владимир. - Потому что львиная доля обучения сейчас вновь, как в Средневековье, вернулась в дома.

Он напомнил, что «родителям и детям приходится сидеть часами дома за уроками, потому что порой ни дети, ни родители в этих замечательных заданиях ничего не понимают»

Учителям же некогда заниматься школьниками, и их за это трудно осудить. Напротив, на них наваливают совершенно ненужную педагогическую нагрузку, огромное количество пустых отчетов, никак реально не связанных с живой работой с детьми, - добавил эксперт. - Давным-давно пора сократить количество надзорных лиц, бюрократических форм и документов, которые заполняют наши дорогие учителя, давным-давно пора перераспределить средства и вернуть их реальным исполнителям, а не тем, кто изображают работу в министерстве просвещения, и тогда вопрос о том, как оценивать работу учеников, отпадет сам собой. А что касается министерства в целом, то, несмотря на героические усилия Ольги Юрьевны Васильевой (министра образования и науки), работу министерства можно оценить на три с минусом, если не на два с плюсом. И это наследие прежних бюрократических или дурократических веков, совершенно не имеющих отношения к делу просвещения».

К этим словам можно добавить только одно: быть может, двоечное отношение к своей стране, своему народу и своему духовно-культурно-историческому наследию и можно попытаться замаскировать тройкой и даже четверкой. Он все помнит и понимает. И потому, когда придет время, поставит «кол» как таким реформам, так и тем, кто их придумал.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Нужна ли нашему образованию пятибалльная система оценки знаний?