Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК

Работы по созданию различных танков многобашенной компоновки были характерны для советской танковой школы второй половины 1930-х годов. Одним из самых известных и узнаваемых многобашенных танков, безусловно, явл...

Работы по созданию различных танков многобашенной компоновки были характерны для советской танковой школы второй половины 1930-х годов. Одним из самых известных и узнаваемых многобашенных танков, безусловно, являлся тяжелый танк Т-35, который даже был выпущен небольшой серией. Но он был далеко не единственным многобашенным тяжелым танком, которые были созданы в СССР в предвоенные годы. Одним из последних советских танков подобной компоновки (вооружение располагалось в двух башнях) был опытный тяжелый танк СМК (Сергей Миронович Киров), разработанный в конце 1930-х годов.

Тяжелые танки, которые проектировались в СССР в конце 1930-х годов, были ответом на новый виток противостояния брони и снаряда. Развитие противотанковой артиллерии, в частности распространение 37 – 47 мм противотанковых пушек ставило под сомнение эффективность применения танков с броней менее 20-25 мм. Со всей очевидностью уязвимость таких машин продемонстрировала гражданская война в Испании. Противотанковые пушки, которые имелись у франкистов, легко поражали хорошо вооруженные, но плохо бронированные танки республиканцев, которые массово использовали советские Т-26 и БТ-5. При этом проблема защищенности от противотанковой артиллерии касалась не только легких танков, но и средних и тяжелых машин. Все они имели различное вооружение и размеры, но бронирование их было недостаточным, в полной мере это относилось и к пятибашенному тяжелому танку Т-35.

Уже в ноябре 1937 года Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) имени Коминтерна получил от Автобронетанкового управления (АБТУ) Красной Армии техническое задание по увеличению бронирования танка Т-35. Военные требовали от конструкторов завода увеличения лобового бронирования до 70-75 мм, бронирования бортов корпуса и башни – до 40-45 мм. При этом масса танка не должна была превысить 60 тонн. Уже на этапе эскизного проектирования стало понятно, что при таком бронировании в установленный лимит массы уложиться просто нереально. Именно по этой причине было принято решение о смене компоновочной схемы тяжелого танка, в результате проведенных исследований было решено остановиться на трехбашенной схеме.

Тяжелые танки Т-35


С целью ускорения проектных работ к разработке нового тяжелого танка решили подключить два мощных конструкторских бюро – КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и КБ завода №185 имени С. М. Кирова. Разрабатываемые в указанных конструкторских бюро танки представляли собой трехбашенные машины с броней до 60 мм и массой до 55 тонн. В главной башне устанавливалось 76-мм орудие, в двух малых – 45-мм пушки. В качестве силовой установки планировалось использовать карбюраторный авиационный двигатель мощностью 800-1000 л.с., также рассматривался 1000-сильный дизель. Расчетная максимальная скорость должна была составить до 35 км/ч, экипаж – до 8 человек.

Создание подобной машины было достаточно сложным делом. Конструкторы искали оптимальную форму корпуса и башен танка, перед ними стоял вопрос – делать их литыми или сваривать из бронеплит. Для наглядности выполнялись макеты из дерева. На ЛКЗ группой инженеров А. С. Ермолаева и Ж. Я. Котина был создан танк СМК-1 (Сергей Миронович Киров). Уже 10 октября 1938 года государственная макетная комиссия рассмотрела подготовленные чертежи и макет нового танка. Хотя на заводе до этого уже создавался танк с противоснарядной броней – Т-46-5, было понятно, что новая боевая машина будет гораздо более необычной. По компоновке первый вариант СМК, обладавший тремя орудийными башнями, больше всего напоминал крейсер. Любопытным было то, что башни танка располагались не по продольной оси корпуса, а со смещением – передняя влево, а задняя вправо. При этом центральная башня была выше концевых и была установлена на массивном бронированном основании конической формы, таким образом, размещение вооружения было двухъярусным.

При создании СМК-1 проектировщики позволили себе некоторые отступления от требований АБТУ. К примеру, они решили отказаться от рекомендованной военными подвески по типу танка Т-35, сделав выбор в пользу торсионной подвески. Конструкторы понимали, что подвеска тяжелого танка Т-35 ненадежна, ей необходима хорошая защита – тяжелые и громоздкие бронеэкраны. Поэтому еще на этапе проектирования от нее отказались, впервые в Советском Союзе использовав на тяжелом танке торсионную подвеску, которая уже применялась в то время на легких германских и шведских танках. Впрочем, на всякий случай был подготовлен и вариант с пружинно-балансирной подвеской от Т-35. 9 декабря 1938 года проект СМК-1 совместно с «изделием 100» (Т-100) КБ завода №185 рассматривался на заседании Главного военного совета. В ходе обсуждений было принято решение о сокращении количества башен до двух штук. Экономию массы за счет демонтированной третей башни можно было направить на повышение бронирования танка. Помимо этого была разрешена работа над однобашенным вариантом танка, знаменитом в будущем тяжелом танке КВ (Клим Ворошилов).

Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК
Тяжелый танк СМК


В январе 1939 года начались работы по изготовлению танка СМК, а у уже 30 апреля новый тяжелый танк впервые выехал во двор завода, 25 июля того же года танк убыл для прохождения полигонных испытаний. Спустя два месяца – 23-25 сентября 1939 года тяжелый двухбашенный танк СМК в числе других перспективных образцов боевой техники принимал участие в правительственном показе в Кубинке. Уже тогда было очевидно, что СМК превосходит Т-35 по скорости хода, запасу хода, проходимости. СМК мог преодолевать подъемы крутизной 40 градусов, тогда как для Т-35 крутизна более 15 градусов становилась непреодолимым препятствием.

Тяжелый танк СМК имел башни конической формы, которые располагались одна за другой, возвышаясь над боевым отделением. Передняя (малая) башня была на 145 мм смещена влево от продольной оси боевой машины, задняя (главная) башня размещалась на высокой подбашенной коробке конической формы. Отделение управления располагалось в передней части танка, моторно-трансмиссионное отделение – за боевым. В отделении управления находились места механика-водителя и стрелка-радиста, который сидел справа от него. В малой башне – места наводчика (командир башни) и заряжающего, в главной башне – командира танка, наводчика и заряжающего. Также в танке было предусмотрено место для размещения техника.

Корпус тяжелого танка был выполнен из гомогенной брони, он был сварным. За счет удаления третьей башни толщину верхней части лобового листа корпуса довели до 75 мм, толщина других лобовых и бортовых бронелистов корпуса и башни составляла 60 мм. Из-за использования торсионной подвески конструкторы отказались от бортовых экранов, как у танка Т-35. В лобовом листе корпуса располагался только так называемый люк-пробка со смотровыми приборами, посадочный люк мехвода был вынесен на крышу корпуса. Достигнутый уровень бронирования обеспечивал надежную защиту экипажа танка и его оборудования от обстрела 37-47 мм бронебойными снарядами на всех дистанциях боя.


Вооружение тяжелого танка СМК было достаточно мощным. В главной башне размещалась 76,2-мм пушка Л-11 спаренная с 7,62-мм пулеметом ДТ, углы вертикального наведения орудия составляли от -2 до +33 градусов. На турели посадочного люка башни был установлен 7,62-мм зенитный пулемет ДТ, а в кормовой нише башни в шаровой установке размещался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДК. В механизме поворота главной башни имелся дифференциальный механизм, который позволял одновременно работать электромеханическому и ручному приводам, что обеспечивало высокую плавность и скорость наведения имеющегося вооружения. В малой башне располагалась 45-мм пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, углы наведения орудия составляли от -4 до +13 градусов. В отличие от главной башни, которая могла вращаться по горизонтали на 360 градусов, малая башня имела угол горизонтального наведения – 270 градусов. Дополнялся комплект вооружения курсовым пулеметом ДТ, который был установлен в шаровой установке в лобовом листе корпуса, обслуживал его стрелок-радист.

Таким же внушительным, как и набор вооружения, был и боекомплект танка. К 76,2-мм орудию имелось 113 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов, боекомплект 45-мм пушки 20К состоял из 300 снарядов. К 12,7-мм пулемету имелось 600 патронов, а суммарный боекомплект для всех пулеметов ДТ составлял 4920 патронов.

Сердцем танка СМК был 12-цилиндровый карбюраторный авиационный двигатель АМ-34ВТ V-образной формы, он был установлен в корме танка. Двигатель развивал максимальную мощность 850 л.с. при 1850 оборотах в минуту. По факту, это был уже не авиационный, а морской двигатель, который устанавливался на торпедные катера. Три топливных бака, располагавшихся на днище танка в боевом отделении, вмещали в себя 1400 литров топлива. Запас хода по шоссе достигал 280 км.

Компоновка тяжелого танка СМК


Применительно к каждому борту ходовая часть танка СМК состояла из 8 опорных катков с внутренней амортизацией, четырех обрезиненных поддерживающих катков, ведущего и направляющего колеса. Подвеска танка была торсионной, без амортизаторов. Гусеницы была крупнозвенчатыми с литыми стальными траками.

Танк СМК проходил государственные испытания совместно с двумя другими тяжелыми танками – Т-100 и КВ. Испытания начались в сентябре 1939 года и проходили на подмосковном полигоне в присутствии руководителей страны. К концу ноября того же года пробег танка СМК уже превышал 1700 километров. В целом новая боевая машина выдержала государственные испытания. Однако к ней имелись замечания. Отмечалось, что механику-водителю трудно вести тяжелый танк, а командиру сложно управлять огнем сразу двух орудий и многочисленных пулеметов в двух башнях.

Начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская войны продемонстрировала, что без использования тяжелых танков прорвать укрепления линии Маннергейма будет очень тяжело. В этих условиях командование РККА решило испытать новые тяжелые танки с противоснарядным бронированием в реальных боевых условиях. Для этих целей на Карельский перешеек отправили все три новых тяжелых танка – СМК, Т-100 и КВ. При этом экипажи новых танков помимо красноармейцев были укомплектованы добровольцами из числа заводских рабочих, которые предварительно до отправки на фронт прошли боевую подготовку на специальных танковых курсах в Красном селе. Двухбашенные СМК и Т-100, а также однобашенный КВ сформировали роту тяжелых танков, командиром которой был назначен военный инженер 2-го ранга И. Колотушкин. 10 декабря 1939 года рота прибыла на фронт, где была придана 90-му танковому батальону 20-й тяжелой танковой бригады.


Первый бой СМК провел уже 17 декабря 1939 года, танк использовался для атаки на позиции финнов в районе укрепрайона Хоттинен, где находился ДОТ «Великан», оснащенный помимо пулеметного также и артиллерийским вооружением. Бои показали, что финские 37-мм противотанковые пушки «Боффорс» ничего не могут сделать новому советскому танку. На третий день боев СМК прорвался вглубь финских укреплений, двигаясь во главе колонны тяжелых танков. У развилки дороги Кямери-Выборг танк наехал на груду ящиков, под которыми находился самодельный фугас или противотанковая мина. Мощный взрыв повредил ленивец и гусеницу танка, сорвало болты трансмиссии, днище было погнуто взрывной волной. Подбитый СМК некоторое время прикрывал собой Т-100, однако экипаж так и не смог починить подорванный танк и СМК пришлось оставить на том месте, где он подорвался, при этом его экипаж был эвакуирован.

Потеря опытного тяжелого танка вызвала бурную и очень резкую реакцию у начальника АБТУ Д. Г. Павлова. По его личному приказу 20 декабря 1939 года специально для спасения секретного танка был сформирован отряд в составе 37-й саперной роты и роты 167-го мотострелкового батальона, отряду было придано два орудия и 7 средних танков Т-28. Сформированному отряду удалось прорваться за линию финских надолбов на 100-150 метров, где он был встречен плотным артиллерийско-пулеметным огнем противника. Попытка буксировать 55-тонный СМК с помощью 25-тонного Т-28 завершилась ничем, а отряд, потеряв убитыми и ранеными 47 человек, вынужден был вернуться на позиции, не выполнив приказа.

В результате танк простоял на месте подрыва до того момента, как советским войскам удалось прорвать линию Маннергейма. Специалисты смогли осмотреть его лишь в конце февраля, а эвакуация поврежденной машины была проведена в начале марта 1940 года, танк буксировался с использованием 6 танков Т-28. СМК доставили на железнодорожную станцию Перк-Ярви, где возникли новые проблемы – на станции не было таких подъемных кранов, которые могли бы поднять танк. В результате машину буквально разобрали на части и грузили на отдельные платформы для отправки назад на завод. По заданию АБТУ Кировский завод должен был в течение 1940 года восстановить тяжелый танк и передать его в Кубинку. Но по неизвестным причинам вплоть до начала Великой Отечественной войны завод к этим работам не приступал. При этом детали и части от СМК лежали на заводском дворе, после завершения войны они были отправлены на переплавку.


Тактико-технические характеристики танка СМК:
Габаритные размеры: длина корпуса – 8750 мм, ширина – 3400 мм, высота – 3250 мм, клиренс – 500 мм.
Боевая масса – 55 тонн.
Бронирование – от 20 мм (крыша корпуса) до 75 мм (лоб корпуса).
Вооружение – 76,2 мм пушка Л-11, 45-мм пушка 20К, 4х7,62-мм пулемета ДТ и один 12,7-мм пулемет ДК.
Боекомплект – 113 снарядов к 76-мм орудию и 300 снарядов к 45-мм орудию.
Силовая установка – карбюраторный 12-цилиндровый двигатель АМ-34 мощностью 850 л.с.
Максимальная скорость – 35 км/ч (по шоссе), 15 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода – 280 км (по шоссе), 210 км (по пересеченной местности).
Экипаж – 7 человек.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/SMK/smk.php
http://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/tyazhyolyj-...
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/smk.htm
Материалы из открытых источников

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК