Парадокс рационалиста

«Фонтан» Марселя Дюшана является знаковым творением ХХ века. Оно было создано в 1917 году – на тот момент Дюшан уже успел прославиться своими работами. Его произведения искусства ставят в один ряд с шедеврами Пабло...
3043090



«Фонтан» Марселя Дюшана является знаковым творением ХХ века.

Оно было создано в 1917 году – на тот момент Дюшан уже успел прославиться своими работами. Его произведения искусства ставят в один ряд с шедеврами Пабло Пикассо и Анри Матисса. Возможно, это объясняет «взрывную волну», созданную «Фонтаном».

Существует несколько противоречивых теорий относительно того, как появился на свет «Фонтан». Однако, согласно самой популярной истории, Дюшан взял обычный фарфоровый писсуар, подписал его "R.Mutt" (mutt в переводе с английского означает «дурак, идиот, болван») и представил «Обществу независимых художников».

После этого вспыхнула горячая дискуссия о том, можно ли считать «Фонтан» произведением искусства. В конечном счёте, общество отвергло работу, однако о ней написали в журнале The Blind Man.

В чём заключается причина известности «Фонтана»? Он породил споры относительно того, что такое искусство. Является ли оно тем, о чём можно судить объективно? Или же каждый по-своему трактует это понятие?

Это проблема, которая выходит за рамки поверхностных разногласий и касается не только искусства. Вопрос в действительности заключается в следующем: что определяет ценность? Что является существенным? Что имеет значение?

Дебаты ведутся до сих пор. Не только в мире искусства и философии, но и в культуре в целом. Любая попытка превратить эту затруднительную ситуацию в стандартное решение, как правило, встречается хорошо обоснованным ответом, который предлагает обратный вариант. Нет здесь правых.

Лично я не питаю иллюзий насчёт своей способности ответить в более широком контексте, но меня интересуют те же самые вопросы в отношении того, как мы живём изо дня в день.

Как нам следует взаимодействовать и реагировать на смысл?

Пределы разума

Я всегда состоял в тесных отношениях с разумом. Мне нравится подвергать вещи сомнению, я испытываю уважение к процессу логики, и я склонен мыслить, основываясь на первых основополагающих принципах.

Я не знаю, когда и как именно это началось, но это в значительной степени влияет на то, как я вижу мир. На самом деле, если я хочу изменить своё видение, я активно работаю над тем, чтобы заставить собственный мозг принять другие модели.

Это не плохая вещь. Это в значительной степени является моей личностью и в большинстве случаев помогает мне идти в верном направлении.

Проблемы, однако, возникают тогда, когда этот тип мышления заходит слишком далеко.

Разум больше всего любит простое. Он «расщепляет» вещи, доходя до сути, и просит понимать всё в конкретных, осязаемых терминах.

Всякий раз, когда я что-то чувствую, это тут же дополняется кучей вопросов. У меня выработался инстинкт разбирать всё на части, чтобы я мог упорядочить это в своей голове. Я просто должен знать, как и почему это работает, даже если это не имеет значения.

Когда я вижу акт доброты, я не могу не проанализировать групповую динамику ситуации. Когда я наблюдаю момент мужества, моя первая мысль всегда: «Почему?». Когда я сталкиваюсь с чем-то поистине вдохновляющим, возникает скептицизм.

Лучшие вещи в жизни не являются продуктом активной мысли, они вытекают из чувств. Они лучше всего воспринимаются, когда вы позволяете им просто быть. Тем не менее, я обнаружил, что импульс разума присутствует всегда.

К сожалению, всё, что он делает – принижает переживания.



Более комплексный подход

Пару недель назад я наткнулся на блог Венкатеша Рао. Он глубокий мыслитель, который пишет весьма содержательные статьи. Как ни странно, но из всех прочитанных вещей мне больше всего запомнилась одна короткая фраза. Какая?

«Не относитесь с большим подозрением к красоте».

Я много думал об этом. Она пленила моё сознание на некоторое время, однако я до сих пор не могу выразить словами всё, к чему я пришёл, размышляя над ней.

Причина, как мне кажется, кроется не только в том, что подозрение удешевляет красоту. Большинство красивых вещей – такие как доброта, смелость и вдохновение – нельзя всецело определить при помощи языка и рассуждений.

Я имею в виду, что я могу рассказать вам о групповом отборе и альтруизме или рационализировать теорию эволюции, чтобы она соответствовала тому, что я хочу оправдать, однако правда в том, что наука здесь пока что бессильна.

Вселенная сложная и динамичная, но когда мы предпочитаем взаимодействовать с ней посредством логики и разума, мы делаем её статичной. У нас появляется возможность использовать это для построения моделей и метафор. Мы даже можем уловить некий смысл реальности, однако мы не способны объяснить её полностью.

Кроме того, процесс использования упрощений для постижения смысла, как правило, лишает вещь этого смысла. Он легко пересиливает информацию, поступающую от органов чувств, и обеспечивает иллюзорную определённость.

Теперь, если бы мы могли быть уверены, что выводы разума – при поддержке нашего текущего научного понимания мира – являются абсолютно правильными и непогрешимыми, тогда эта фраза, по сути, просила бы вас признать что-либо значимым и наполненным смыслом, даже если это не так.

Реальность, однако, заключается в том, что наши текущие мыслительные способности не являются надёжными, и большинство из тех, кто доказывает свою правоту, не уделяют достаточно времени размышлениям.

На самом деле можно даже утверждать, что наши органы чувств, которые дают нам подсказки относительно того, что является красивым и значимым, владеют информаций о природе реальности, которая недоступна разуму. В конце концов, они пережили и вынесли эволюционную «чистку».

Мы не всегда можем понять, почему что-то является красивым, и это нормально.

Не быть подозрительным к красоте не означает, что все моменты воспринимаемой доброты, смелости или вдохновения получают «свободный проход». Мы знаем, что иногда наши чувства могут обманывать нас, а под поверхностью часто скрывается нечто большее.

Если есть решение, которое нужно принять, исходя из таких случаев, содержание, скрываемое за первоначальной ассоциацией, имеет значение, и более глубокие вопросы определённо важны. Именно поэтому это так трудно применить к искусству и философии.

Суть в том, что восприятие красоты, смелости и вдохновения не поддаётся объяснению, и ощущение прекрасного и значимость, которые мы приписываем им, нельзя подвергнуть интеллектуальному анализу с помощью логики и разума.

Существует множество вещей, которые содержат некую форму красоты. Они имеют смысл, который нельзя до конца постигнуть. Тем не менее, они важны для нас.

Мы можем пуститься в размышления, однако прямо сейчас мы не знаем наверняка, почему природа наделила нас этой способностью. Единственное, что мы знаем – это придаёт жизни смысл, который лучше всего связан с чувством.

Для меня это служит напоминанием, что не стоит всегда тут же пускаться в анализирование того, что я чувствую. Это знак, что вам просто нужно сделать паузу и полностью погрузиться в переживание.

Иногда то, что красиво, не нуждается в причине. Оно такое, какое есть.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Парадокс рационалиста