Почему Америка боится атома? Авария на острове Три Мили

Мало кто сегодня помнит, что за семь лет до Чернобыля подобная катастрофа могла произойти и по ту сторону Атлантики. Хотя авария на реакторе ТМИ-2 была окончательно локализована, ее последствия ощущаются и по сей де...

Мало кто сегодня помнит, что за семь лет до Чернобыля подобная катастрофа могла произойти и по ту сторону Атлантики. Хотя авария на реакторе ТМИ-2 была окончательно локализована, ее последствия ощущаются и по сей день.

В настоящее время атомные электростанции удовлетворяют менее 20% энергетических потребностей Соединенных Штатов. Этот результат должен был быть гораздо более впечатляющим, но из 250 инвестиций, которые уже осуществляются, только половина завершена и около 50 уже построенных объектов досрочно закрыты. Более того, американцы уже давно не инициируют строительство новых реакторов, а все действующие реакторы имеют тридцатилетний и более возраст. Для сравнения, пока я пишу эти слова, Китай работает над запуском 25 новых реакторов.

 
Источник: https://cdn.pixabay.com/photo/2014/10/23/15/52/nuclear-reactors-499907_960_720.jpg

Как получилось, что величайшая в современном мире экономическая и научная держава так скупо извлекла выгоду из преимуществ ядерной физики? Ответ не является особенно оригинальным. В Соединенных Штатах по-прежнему чрезвычайно ярко проявляется общий страх перед мощью атома, который постоянно подпитывается динамично развивающимися анти-ядерными движениями и постапокалиптическими взглядами, уходящими корнями в поп-культуру. Однако прежде всего это нежелание подкрепляется воспоминаниями о конкретном инциденте, который является поворотным моментом в восприятии ядерной энергии. Вопреки всему, речь идет не о Чернобыле, а о более ранней аварии, которая чуть не привела к колоссальной трагедии на территории США.

Блок 2 на острове Три Мили.

Эти же события произошли сорок лет назад в Пенсильвании. Все случилось в комплексе "Остров Три мили", который был завершен пятью годами ранее и был построен на искусственном острове в центре реки Саскуэханна.

Перед рассветом 28 марта 1979 года, когда большинство жителей Гаррисберга спало на другой стороне, сотрудники близлежащей электростанции услышали тревожную сигнализацию. По неизвестной причине перестал работать водяной насос, использовавшийся для охлаждения блока 2 электростанции, как правило, эта информация не должна вызывать панику, так как поврежденный компонент переходит на второй аварийный насос и, при необходимости, на третий. К сожалению, замена оборудования не была произведена. Один из не очень здравомыслящих директоров должен был заранее решить, все ли аварийные насосы проверять и ремонтировать одновременно. В конце концов, что могло случиться? Какова вероятность того, что в течение этих нескольких недель потребуются дополнительные насосы?

В результате парогенератор на реакторе перестал получать пресную воду, и температура системы резко повысилась. Но не волнуйтесь - конструкторы предусмотрели специальный предохранительный клапан для выпуска избыточного пара и снижения давления для предотвращения утечек или взрыва. И действительно, клапан работал, но не без проблем. Он выпустил избыточный пар, но не хотел закрываться снова. Это, в свою очередь, привело к повышению давления в более чувствительных аварийных резервуарах и их повреждению. Таким образом, 370 000 литров загрязненной воды покинули замкнутый контур, а насосы осушения и вентиляция позволили радиоактивным парам выйти в окружающую среду.

Сотрудники 2-го блока уже знали, что это дело не будет замазано под ковер, и сообщили об этом местным властям. После 8:00 утра средства массовой информации сообщили о проблемах на острове Три мили. Несмотря на осторожный тон и предостережение от паники, некоторые люди решили уйти сами.

 
Источник: https://www.rtoinsider.com/wp-content/uploads/Salem-and-Hope-Creek-Green-Delaware-FI-2.jpg

Как локализовать аварию?

Между тем борьба с аварией продолжалась. Проблема охлаждающих насосов и воды - это одна вещь, но они все еще должны были следить за самим реактором. Как можно скорее в активную зону были вставлены стержни безопасности для поглощения нейтронов и замедления ядерных процессов. Однако это не позволило урегулировать проблему. Большая часть охлаждающей жидкости ушла через заклиненный клапан. Температура продолжала расти, регулирующие стержни начали трескаться, сердечник частично расплавился, а вода полностью перешла из жидкости в газ. Однако наибольший страх был вызван чем-то другим: присутствие циркония в стержнях инициировало процесс разложения молекул на водород и кислород. Это привело к образованию большого, потенциально взрывоопасного пузыря радиоактивных газов. Сам взрыв не должен был бы быть большим, но если бы крыша блока была повреждена, сценарий, аналогичный чернобыльскому, стал бы реальностью.

Власти государства плохо отреагировали на сложившуюся ситуацию, не имея никакого смысла и приводя к информационному хаосу.

Несмотря на многочисленные ошибки, допущенные в первые минуты после аварии, ситуация была взята под контроль. По прошествии примерно дюжины часов был разработан метод, позволяющий закачивать недостающую воду в контур. Температура реактора наконец-то начала падать, устраняя риск взрыва. 4 апреля инженеры смогли официально объявить, что водородный пузырь полностью исчез и опасность была предотвращена. Самое главное, удалось предотвратить утечку ядерного топлива. Единственным радиоактивным веществом, покинувшим стенки электростанции, была часть водяного пара из системы охлаждения. Измерения показали, что жители Гаррисбурга получили в среднем 0,08 мЗв излучения. Это не маленькая доза, но она не выходит за пределы радиации, с которой мы имеем дело во время рентгеновского или компьютерного сканирования.

 
Источник: https://cdn.pixabay.com/photo/2018/11/11/13/36/germany-3808779_960_720.jpg

Америка презирает атом.

Наиболее далеко идущими оказались социально-политические последствия аварии. Всего через несколько дней после инцидента на Три Майл-Айленде президент Картер выступил с речью и, как и подобает одному из политиков, сказал то, что избиратели хотели услышать. В своем выступлении он подчеркнул, что растущая американская экономика требует поиска новых источников энергии - солнечного света, природного газа и даже угля, но совершенно ничего не говорит на тему новых реакторов. Честно говоря, я совсем не удивлен. Телевизоры были буквально затоплены активистами и знаменитостями того времени, которые, наконец, получили последний аргумент против дальнейшей атомизации Соединенных Штатов. В сентябре они вывели 200 000 человек на улицы Нью-Йорка, категорически требуя отказа от атомной энергетики.

Эффект был достигнут практически сразу и сохраняется до сих пор. Общественная поддержка атомной энергетики впервые упала ниже 50%. Хотя в следующем десятилетии было введено в эксплуатацию больше реакторов, это были лишь завершающие этапы инвестирования, начавшиеся гораздо раньше. Новые проекты давно стали запретной темой. С другой стороны, дело "Три Майл Айленда" оказалось ценным уроком. Он показал явные недостатки в системах безопасности, необходимость изменений в законодательстве и, прежде всего, заставил правительство разработать гораздо более эффективные процедуры в случае возникновения кризисных ситуаций.

Возобновленный осторожный сдвиг в сторону атомной энергии атома произошел в США только в последние годы.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Почему Америка боится атома? Авария на острове Три Мили