Майя Плисецкая и Фаина Раневская — знаменитые советские чайлдфри. Первая отдала жизнь балету, вторая беззаветно любила театр.
Прим балета и театра, конечно, за бездетность не критиковали. А как жилось советским чайлдфри из числа рядовых граждан? В 1941 году в СССР приняли налог на бездетность. Таким образом против чайлдфри выступали и общество, и закон. Однако советские люди, которые жили для себя, не отступали.
Как жилось бездетным гражданам в СССР, почему налог приняли, а затем отказались от него? Фактрум рассмотрел современный феномен чайлдфри под непривычным углом советской реальности.
Налог на бездетность«Налог на яйца» — так в народе называли налог. С 1941 года мужчины от 20 до 50 лет получали «письма счастья»: маленькие квитанции сообщали о необходимости уплаты налога за жизнь без детей. Женщины этого же возраста, которые в браке не состояли, от налога освобождались. Замужние, но бездетные дамы платили наравне с мужчинами. Интересно, что до налога на бездетность СССР переживал бурный всплеск спроса на аборты. Прерывание беременности даже узаконили.
Налог на бездетность привязали к размеру зарплаты. Граждане, которые получали больше 90 рублей в месяц, отдавали 6% за отсутствие родительских обязанностей. Те, кто получал меньше 70 рублей, налог не платили. Теоретически, на законном основании, гражданин мог быть бездетным, но бедным.
Твёрдое нежелание иметь детейПсихологи отмечают, что современные чайлдфри — результат инфантилизации. В 30 лет женщины и мужчины не готовы становиться родителями. А что толкало советских граждан к бездетной жизни?
После революции женщину провозгласили личностью. Бурная деятельность смелых революционерок — Розы Люксембург, Надежды Крупской, Александры Коллонтай — показала советским женщинам реальные перспективы. Слабый пол теперь присматривался к карьере и самореализации. Появились первые женщины-учёные, в середине XX века мир увидел советских моделей. Слабый пол открыл новые возможности, поэтому семья отошла на второй план.Немалую лепту внесло крушение авторитета церкви в обществе. В дореволюционной России бездетность считалась грехом. За аборты женщины расплачивались жизнью. Полный отказ от религиозных традиций перевернул и общественные принципы.
Советский запрет чайлдфриПервые десять лет после революции прошли под знаком полной вседозволенности. Сексуальные связи приравнивались к естественным потребностям. Ребёнок, который рождался в такой обстановке, иногда становился коллективным. Случалось, что женщина рожала ребёнка сразу для двух отцов, потому они не знали, кто на самом деле биологический родитель.
В 30-40 годах XX века в противовес абортам и половой распущенности появились женсоветы. На предприятиях создавали специальные комиссии. Члены советов открыто обсуждали поведение работниц, давали разрешение или накладывали запрет на аборты. Государственная политика изменила курс.
В середине XX века семейные дела уже открыто обсуждались на собраниях профсоюзов. Любой член профсоюза мог запросто обратить внимание на то, что в коллективе есть бездетные граждане. Чайлдфри публично допрашивали и выясняли причины бездетности. Товарищей, которые жили для себя, не любили. Жить нужно не для себя, а для общего дела. А общее дело требует новых граждан. Неприятие идеалов чайлдфри поддерживалось государством. Например, за отсутствие детей люди платили налог до 1991 года, пока СССР не распался.
Читайте также: Странные имена советских детей