Война в воздухе: смертоносный Су-57 против малозаметного J-20

Новейшие разработки в области авиации не только привлекают внимание, но и вызывают определенные вопросы. Прежде всего, общественность интересует главный вопрос – «кто кого?». Американское издание The National In...

Новейшие разработки в области авиации не только привлекают внимание, но и вызывают определенные вопросы. Прежде всего, общественность интересует главный вопрос – «кто кого?». Американское издание The National Interest решило рассмотреть новейшие образцы зарубежной авиационной техники и сравнить их, определив, какой самолет представляет наибольшую опасность для вероятного противника. Участниками условной войны в воздухе стали новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 и перспективная китайская машина J-20.

Сравнение двух образцов было проведено в рамках статьи «Air War: Russia's Deadly Su-57 vs. China's Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)» («Война в воздухе: смертоносный российский Су-57 против китайского малозаметного J-20. Кто победит?»). Материал за авторством постоянного автора издания Дэйва Маджумдара был опубликован 23 мая в рубрике The Buzz и отнесен к теме «Безопасность» без привязки к какому-либо региону.

Начиная свою статью, автор напоминает о текущих работах России и Китая, а также находит их причину. Сейчас Россия и Китай заняты созданием новых истребителей пятого поколения, чтобы при помощи этой техники бросить вызов США, занимающим лидирующие позиции в мировой политике. При этом две крупные державы используют разные подходы к созданию перспективной техники. Различия создаваемых машин обусловлены несколькими факторами, в том числе взглядами командования на их роль, актуальными угрозами, доступными технологиями и финансированием.



С точки зрения основных характеристик и возможностей, российский самолет Су-57, по мнению Д. Маджумдара, превосходит китайский J-20. Он имеет двигатели с высокими характеристиками и трехмерным управлением вектором тяги. За счет этого истребитель имеет отличную маневренность на малых скоростях, даже будучи оснащенным имеющимися двигателями АЛ-41Ф1 тягой по 32500 фунтов (14750 кг) каждый. Также Су-57 должен показывать высокие летные данные на сверхзвуковых скоростях. Даже имеющиеся двигатели дают ему ограниченные возможности в части преодоления звукового барьера без применения форсажа.

В ближайшем будущем Су-57 получит т.н. двигатель второго этапа – «Изделие 30» разработки предприятия «Сатурн». Такой двигатель должен выдавать максимальную тягу 28 тыс. фунтов (12700 кг) и форсажную 42 тыс. фунтов (19000 кг), благодаря чему самолет по своим летным данным сможет догнать американский истребитель Lockheed Martin F-22 Raptor. Такие двигатели улучшат основные характеристики, а также позволят летать на сверхзвуке без использования форсажных камер.

Комментируя основные характеристики российского самолета, Д. Маджумдар приводит слова неназванного представителя американского военного ведомства, имевшего большой опыт работы в области авиационной техники нового поколения. Тот утверждал, что российский самолет с точки зрения характеристик будет конкурировать с американским F-22.

Российский Су-57 имеет отличный аэродинамический облик, но при этом проигрывает по малозаметности китайскому истребителю Chengdu J-20, не говоря уже о современных американских образцах, таких как F-22 или Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter. Как российский, так и китайский самолеты, по мнению автора, в сфере малозаметности проигрывают технике США, но при этом в проекте J-20 уделено больше внимания сокращению эффективной поверхности рассеяния.

Истребитель Су-57 имеет множество особенностей, явно упрощающих его обнаружение радиолокационными системами. В частности, это сферический обтекатель оптико-локационной станции, который даже не пытались сделать многогранным, это передние отклоняемые поверхности, а также многие другие узлы и агрегаты. В целом, российские инженеры сознательно не стали ставить малозаметность во главу угла.

Для сравнения, китайский J-20, вероятно, основывающийся на американских наработках по проектам F-22 и F-35, имеет больше характерных черт, указывающих на желание разработчиков сократить заметность. При этом Д. Маджумдар напоминает о мнении некоторых специалистов, которые полагают, что схема «утка» несовместима со стелс-технологиями. Однако американские ученые изучили и проработали целый ряд концепций и технологий для этой сферы. Подобные идеи прорабатывались в проектах Naval Advanced Tactical Fighter и Joint Advanced Strike Technology компаний Northrop Grumman и Lockheed Martin соответственно. Одновременно с этим самолет J-20 не лишен некоторых особенностей, способных демаскировать его. В первую очередь, они сосредоточены в хвостовой части планера.

Китайский проект предусматривает использование ряда решений, направленных на сокращение заметности. Так, J-20 имеет граненый обтекатель оптико-электронной станции, рассеивающий электромагнитные волны. Также используются распределенные по планеру радиоэлектронные системы, средства предупреждения об облучении и атаке и т.д. Все подобные решения используются и на американской технике.

Автор отмечает, что китайский J-20 и американский F-35 имеют и иные общие черты. Так, каналы воздухозаборников в обоих проектах разработаны таким образом, что предотвращают облучение компрессора двигателя и улучшают малозаметность, одновременно сказываясь на технических характеристиках силовой установки. В целом, по мнению автора The National Interest, с точки зрения обводов планера и средств снижения заметности истребитель J-20 превосходит российский Су-57.

Вполне вероятно, что китайский истребитель отстает от российского конкурента в части летных характеристик. Он не может показывать схожие скорости, летать на сверхзвуке без форсажа и выполнять аналогичные маневры. Подобные проблемы проекта J-20 связаны с тем, что у Пекина нет двигателя, соответствующего актуальным требованиям и способного показывать желаемые характеристики. Самолет J-20, предположительно, оснащается турбореактивными двигателями АЛ-31ФН российского производства, форсажная тяга которых достигает лишь 32500 фунтов. Впрочем, в некоторых документах встречается информация о скором запуске строительства новых истребителей с перспективными двигателями WS-10G. Они будут представлять собой версию российского АЛ-31ФН, оснащенную средствами управления вектором тяги.

Также китайская промышленность работает над новым двигателем WS-15, который, как ожидается, будет развивать тягу до 40 тыс. фунтов (18160 кг). Однако пока до конца не ясно, когда она сможет освоить полноценный серийный выпуск таких изделий. В теории, получив подобный двигатель, самолет J-20 сможет развивать сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Но и в этом случае он будет проигрывать российскому Су-57 по маневренности.

Рассмотрев особенности планеров и силовых установок, Д. Маджумдар перешел к вопросу радиоэлектронного оснащения. В этой сфере, по его мнению, нельзя однозначно сказать, какой из самолетов более совершенен. При этом очевидно, что российские и китайские специалисты развивают совершенно разные идеи и концепции.

Российский Су-57 не разрабатывается в качестве полноценного самолета-невидимки, но при этом имеет набор средств для обнаружения и уничтожения малозаметных летательных аппаратов противника. Основа такого комплекса – радиолокационная станция Н036Л-1-01, работающая в L-диапазоне. Эта система сможет вовремя предупредить пилота о присутствии стелс-самолета с характеристиками на уровне F-22 Raptor. Малозаметный самолет для фронтовой авиации должен быть оптимизирован для «противодействия» РЛС, использующим высокочастотные диапазоны C, X и Ku. Более длинные волны, в том числе диапазона L, способны без особого труда выявить самолет, однако точность определения его координат будет недостаточной для применения оружия.

Впрочем, поиск при помощи длинных волн позволяет определить примерное местоположение цели и продолжить слежение за ней с использованием других диапазонов. Имеющаяся РЛС Н036 оснащается активной фазированной антенной решеткой и, по всей видимости, имеет подобные возможности. Радиолокационная станция дополняется оптико-локационной системой 101КС «Атолл». Также имеется бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи». При помощи нескольких средств наблюдения самолет сможет уточнять данные длинноволновой радиолокации.

Реализуемая концепция, по мнению автора, выглядит следующим образом. За счет поиска объектов при помощи нескольких разных систем самолет Су-57 сможет рассчитать трассу цели и другие данные, пригодные для использования оружия против сложных «мишеней». В теории это выглядит весьма интересно, но на практике результаты могут быть далеки от ожидаемых.

Вероятно, китайский J-20 не является истребителем завоевания превосходства в воздухе, коим должен стать Су-57. Концепция его применения, по мнению Д. Маджумдара, основывается на американских идеях. Об авионике этого самолета, как в целом, так и о средствах обнаружения в частности, известно крайне мало. При этом можно предполагать, что самолет несет РЛС с фазированной антенной решеткой, оптико-локационную станцию, а также средства радиотехнической разведки и радиолокации, распределенные по всему планеру. Последние, вероятно, похожи на американский комплекс AN/ASQ-239 и делают J-20 похожим на истребитель F-35.

Похоже, J-20 оснащается современными средствами связи и передачи данных, а также комплектуется т.н. стеклянной кабиной, построенной на основе многочисленных многофункциональных экранов. Д. Маджумдар признает, что на китайском истребителе пятого поколения вполне может стоять радиоэлектронное оборудование, похожее на оснащение американских машин F-22 и F-35. Впрочем, китайская аппаратура не столь «изысканна», как ее функциональные аналоги производства Соединенных Штатов.

Автор The National Interest нашел сходство китайского и американского самолетов, а также указал на возможные предпосылки и последствия этого. Истребитель J-20 по составу средств обнаружения похож на F-35, и это, скорее всего, связано со схожей тактической ролью. Его могут рассматривать в качестве ударного самолета со сравнительно большим боевым радиусом. С его помощью военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая смогут угрожать американским базам и корабельным соединениям, развернутым в западной части Тихого океана.

Кроме того, целью строевых J-20 в военное время могут стать различные американские самолеты, обеспечивающие работу вооруженных сил, такие как E-3 AWACS, E-8 JSTARS или E-2D Hawkeye и т.д. Используя невидимость и скорость, китайские летчики смогут скрытно подходить к рубежу пуска ракет и предпринимать попытки уничтожения ключевых элементов американской военной инфраструктуры в воздухе. Возможно, J-20 не предназначается для открытого боя с американскими истребителями пятого поколения, хотя и должен иметь возможность защититься от них в случае необходимости.

В противоположность этому – российский истребитель Су-57 является специальной машиной для завоевания превосходства в воздухе. В будущем она должна будет вести охоту на чужие истребители, в том числе на американские F-22 и F-35. Удастся ли этому самолету успешно решать поставленные боевые задачи – пока вопрос без однозначного ответа.

Рассмотрев два перспективных истребителя последнего поколения, Д. Маджумдар делает вывод. Россия и Китай предъявляли разные требования к своим новейшим самолетам, и проекты имели отличающиеся приоритеты. Впрочем, автор так и не дает явного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.

***

Главный вопрос, находящийся в заголовке статьи «Air War: Russia's Deadly Su-57 vs. China's Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)» остался без прямого ответа. Однако, если рассмотреть некоторые тезисы и рассуждения зарубежного автора, можно определить, как он мог бы выглядеть. Главный намек на этот ответ проявляется уже при первом рассмотрении двух образцов авиационной техники.

Как указывает The National Interest, российский истребитель Су-57 предназначается для завоевания превосходства в воздухе, а основная задача китайского J-20 заключается в скрытной атаке удаленных объектов без обязательного вступления в воздушный бой. Нетрудно представить, к каким результатам может привести прямое столкновение двух этих самолетов, и кто выйдет из него победителем.

Несмотря на возможные преимущества китайского самолета в области стелс-технологий, он может иметь ограниченный потенциал в деле борьбы с самолетами противника. Кроме того, J-20 из-за отсутствия современных двигателей проигрывает российскому Су-57 по основным летным характеристикам и маневренности. Точные сведения о возможностях и параметрах бортовой электроники отсутствуют, но и в этом случае есть все основания полагать, что J-20 – в самом лучшем для него случае – не имеет решающего преимущества перед Су-57.

Таким образом, из гипотетического воздушного боя, проводимого в порядке мысленного эксперимента, победителем, скорее всего, выйдет российский истребитель Су-57. В итоге вопрос из названия статьи от The National Interest получает удовлетворительный ответ. Впрочем, тут же появляется новый вопрос: почему такие выводы отсутствовали в самой статье?

Статья «Air War: Russia's Deadly Su-57 vs. China's Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/air-war-russias-de...

 

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Война в воздухе: смертоносный Су-57 против малозаметного J-20