Самая бессмысленная битва в истории

Специально для mixstuff – Евгения Яковлева Несмотря на пёструю униформу, осенью 1788 года австрийские солдаты не сразу поняли, что вступили в бой с братьями по оружию – такими же австрийц...

Специально для mixstuff – Евгения Яковлева

Несмотря на пёструю униформу, осенью 1788 года австрийские солдаты не сразу поняли, что вступили в бой с братьями по оружию – такими же австрийцами.

Долгая история человечества полна битв и сражений, в которых одна из сторон получала преимущество и тут же его утрачивала, а радость побед часто приправлена горечью массовых потерь на поле боя. Многие военные столкновения кажутся бесполезными в ретроспективе, но есть среди них и такие, которые особо выделяются своей бессмысленностью.

К сожалению, на эту роль немало претендентов. Одни из них были неудачно спланированы, как  битва за Дьепп в 1942 году, в которой союзники потеряли более 3000 человек в попытке занять находящийся под контролем Германии французский порт. Другие начаты под совершенно ничтожным предлогом, как так называемая Кондитерская война 1838 года. Столкновение между Францией, Мексикой и США началось после того, как француз потребовал возмещения убытков за свою разорённую мексиканскими солдатами кондитерскую.

Однако главным кандидатом на звание самой бессмысленной битвы всех времён остаётся стычка, случившаяся в ночь с 21 на 22 сентября 1788 года. В этом бою не оказалось ни победителя, ни побеждённого, а все погибшие и раненые принадлежали лишь одной стороне – австрийской армии.

Этот нелепый инцидент описан в книге Эрика Дуршмида «Победы, которых могло не быть. (Как слепой случай и глупость меняли историю)». В то время австрийцы вели войну с османскими турками, длившуюся с 1787 по 1791 год. И ответив грозным огнём на то, что они приняли за турецкую атаку, вступили в бой неподалёку от города Карансебеш на территории современной Румынии. Но когда дым рассеялся, стало ясно, что австрийцы воевали сами с собой.

Пьяное начало

«Атака» началась ночью 21 сентября, когда австрийцы под предводительством австрийского императора Иосифа II двигались на сближение с турецкой армией, пишет историк Чарльз Кирке в книге «Братоубийство: (не) дружеский огонь».

Остановившись на привал близ города Карансебеша, кавалеристы купили спиртное у местных жителей и приступили к отдыху. Вскоре между кавалерией и пехотой вспыхнула ссора, прозвучали выстрелы и послышались пьяные крики о наступлении турков, разжигавшие панику среди солдат. И хотя находившиеся в центре заварушки видели, что никаких турков нет, задние колонны слышали выстрелы и крики в темноте и предположили худшее. Тысячи солдат в панике бросались в бой, стреляя в темноте во всё, что движется. По данным Кирке, когда над кровавой сценой взошло солнце,  на поле боя осталось лежать до 10 тысяч поверженных солдат. Подошедшая пару дней спустя турецкая армия легко обошла деморализованных австрийцев и заняла беззащитный Карансебеш, пишет Кирке.

Разрозненные сведения

Однако исторические записи об этом инциденте в значительной мере противоречат друг другу, вызывая вопрос, не были ли кровавые потери австрийцев весьма преувеличены со временем.

К примеру, 26 сентября 1788 года Иосиф II отправил своему брату Леопольду письмо, в котором описывает произошедшее:

«Колонна, в которой я находился, была полностью рассеяна. Пушки, фургоны и палатки перевёрнуты, это было ужасно; [мои] солдаты стреляют друг в друга! В конце концов спокойствие было восстановлено и нам повезло, что турок не было поблизости, иначе вся армия была бы разбита».

Позже в депеше, отправленной канцлеру Австрии Венцелю Антону де Кауницу, Иосиф увеличил число потерь:

«Трагедия, от которой пострадала наша армия в результате трусости некоторых подразделений, на данный момент не поддаётся исчислению. Паника была повсюду, среди армии, среди людей Карансебеша, и вплоть до самого Тимишоара, добрых десять лиг отсюда».

Однако ни в письмах Иосифа, ни в других исторических записях нет сообщений о тяжёлых потерях. В письме к Леопольду присутствует лишь упоминание о повреждении снаряжения, в том числе утрате «котлов и палаток» а также «трёх артиллерийских орудий».

Вероятно, более скандальная версия битвы, появляющаяся в книге Кирке, взята из биографии «Иосиф II», в которой историк Пол Бернард говорит о потере 10 тысяч человек, но пренебрегает указанием источника данных. И по этой причине следовало бы опираться на описание Иосифа, как более достоверное.

.

 


© Mixstuff 2012. Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта mixstuff.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.


[ comments ]

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Самая бессмысленная битва в истории